Казенные учреждения в целях организации бухгалтерского учета формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных нюансов деятельности. О том, какими положениями следует дополнить учетную политику, расскажет наш специалист.

Обязанность государственных (муниципальных) учреждений составлять учетную политику установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете , п. 6 Инструкции № 157н . Учетная политика применяется последовательно из года в год. В нее вносятся изменения в следующих условиях:

1) при изменении требований, определенных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В этой статье поговорим о положениях, о которых не следует забывать учреждению при составлении учетной политики на 2016 год.

В 2015 году вступил в силу Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н, внесший изменения в Инструкцию № 157н (далее – Изменения). Положения этого документа применяются при формировании показателей объектов учета в 2015 году, за исключением п. 3.1, 3.2 Изменений, применяемых при формировании учетной политики начиная с 2016 года и показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года. Положения п. 3.3 Изменений применяются с 1 января 2017 года. В 2015 году вступил в силу Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ Минфина РФ № 52н), утвердивший формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, используемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методические указания по их применению.

Положения этого документа должны были быть отражены в учетной политике учреждения за 2015 год.

Здесь же следует отметить, что зачастую министерства и ведомства разрабатывают и утверждают ведомственный документ, которым устанавливаются первичные учетные документы и регистры учета, применяемые подведомственными учреждениями. Часто такие документы в большинстве своем дублируют положения приказов Минфина, но в то же время содержат и специфику деятельности учреждений. Расхождений между ведомственными законодательными актами и приказами Минфина быть не должно. Приказ Минфина РФ № 52н применяется всеми государственными (муниципальными) учреждениями, включая учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств.

В 2014 году положения учетной политики корректировались по причине вступления в силу Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н. Все положения законодательных актов РФ, меняющие требования к ведению бухгалтерского учета, условия деятельности экономического субъекта, должны быть отражены в учетной политике учреждения.

Общие положения

В связи с принятием и вступлением в силу Приказа Минфина РФ № 52н в разделе учетной политики «Общие положения» следует указать, что для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними в учреждении применяются:

  • формы первичных учетных документов, утвержденные ведомственным нормативным актов (при наличии такого документа), Приказом Минфина РФ № 52н;
  • формы первичных учетных документов, разработанные учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приведенные в приложении к учетной политики организации.

Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бюджетного учета и в бюджетной отчетности, осуществляются учреждением в регистрах бюджетного учета:

  • по формам, утвержденным ведомственным нормативным актом (при наличии такого документа), Приказом Минфина РФ № 52н;
  • по формам, разработанным учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ и п. 11 Инструкции № 157н.

В приложении к учетной политике учреждения приводятся разработанные самостоятельно учреждением неунифицированные формы первичных учетных документов. В случае если учреждение дополняет унифицированную форму первичного учетного документа дополнительными реквизитами (графами, информацией), что возможно в силу положений Приказа Минфина РФ № 52н, то рекомендуем в приложении к учетной политике привести измененную форму.

К сведению

Некоторые бюджетные учреждения информацию, касающуюся применения первичных учетных документов, отражают в разделе учетной политики «Первичные и сводные учетные документы, правила документооборота». В соответствии с положениями Инструкции № 157н это допустимо. Учреждение в силу норм ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ и п. 6 Инструкции № 157н самостоятельно разрабатывает учетную политику, определяет названия ее разделов и информацию, в них отражаемую.

Приказом Минфина РФ № 89н было введено такое понятие, как события после отчетной даты. В учетной политике должно быть определено, какие это события и как отражаются в бюджетном учете. Например, таким образом:

Данные бухгалтерского учета и отчетности в учреждении формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год. Такие события носят названия события после отчетной даты.

Отражение событий после отчетной даты в учете и отчетности учреждения производится по правилам, установленным в приложении…).

Следует отметить, что порядок отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты крайне редко приводится в учетной политике казенных учреждений, несмотря на то, что на практике такие события встречаются достаточно часто. Возможно, отсутствие подобной информации связано с неурегулированностью данного вопроса бюджетным законодательством. По сути, Инструкция № 157н содержит лишь определение события после отчетной даты и указание на то, что учетная политика учреждения должна содержать порядок отражения в учете таких событий (п. 6 Инструкции № 157н).

Напомним, что согласно нормам п. 6 Инструкции № 157н актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

  • рабочий , содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иные документы бухгалтерского учета, для которых законодательством РФ не установлены обязательные для их составления формы. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Порядок отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты может быть таким:

Порядок отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты

1. Общие положения

Настоящий порядок устанавливает правила отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты.

2. Понятие события после отчетной даты

2.1. Событием после отчетной даты признается существенный факт хозяйственной жизни, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имел место быть в период между отчетной датой и датой подписания отчетности за отчетный год.

2.2. Датой подписания отчетности считается фактическая дата ее подписания руководителем учреждения (уполномоченным им лицом).

2.3. Событие после отчетной даты (факт хозяйственной жизни) признается существенным, если без знания о нем пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности учреждения. Существенность события после отчетной даты определяется исходя из установленных требований к отчетности.

2.4. К событиям после отчетной даты относятся события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность; события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность.

3. Отражение событий после отчетной даты в бюджетном учете и отчетности учреждения

3.1. Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бюджетном учете и отчетности учреждения за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для учреждения.

3.2. При наступлении события после отчетной даты, подтверждающего существовавшие на отчетную дату условия, в которых учреждение вело свою деятельность, делается запись, отражающая это событие. После составления отчетных форм в учете того же периода производится сторнировочная (или обратная) запись на сумму, отраженную в учете.

В отчетном периоде события после отчетной даты отражаются в регистрах синтетического и аналитического учета заключительными оборотами до даты подписания годовой отчетности в установленном порядке. Данные учета отражаются в соответствующих формах отчетности учреждения с учетом событий после отчетной даты. Информация об отражении в отчетном периоде события после отчетной даты раскрывается в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) (далее – пояснительная записка).

3.3. При наступлении события после отчетной даты, которое не оказывает существенное влияние на отчетные показатели, но имеет важное значение для отчетных данных следующего отчетного периода, такое событие отражается в текстовой части пояснительной записки и должно включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. При невозможности оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении в пояснительной записке это указывается.

4. Перечень фактов хозяйственной жизни, которые признаются событиями после отчетной даты

4.1. События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность:

  • объявление в установленном порядке банкротом юридического лица, являющегося дебитором (кредитором) учреждения;
  • признание в установленном порядке неплатежеспособным физического лица, являющегося дебитором учреждения, или его гибель (смерть); признание в установленном порядке факта гибели (смерти) физического лица, перед которым он имеет непогашенную кредиторскую задолженность;
  • погашение (в том числе частичное погашение) дебитором задолженности перед учреждением, числящейся на конец отчетного года;
  • получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры;
  • обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бюджетном учете или нарушения законодательства РФ при осуществлении деятельности учреждения, которые ведут к искажению отчетности за отчетный период.

4.2. События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность:

  • погашение кредиторской задолженности, числящейся на конец отчетного года;
  • принятие решения о реорганизации учреждения;
  • реконструкция или планируемая реконструкция; пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов учреждения.

Рабочий план счетов

В силу норм п. 6 Инструкции № 157н рабочий план счетов является одним из приложений к учетной политике учреждения и он должен быть приведен в соответствие действующему законодательству РФ.

Изменениями в Единый план счетов бухгалтерского учета были внесены следующие поправки:

  • счет 0 201 06 000 вместо «Аккредитивы» называется теперь «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»;
  • введен новый забалансовый счет – 31 «Акции по номинальной стоимости».

Приказом Минфина РФ № 89н в рабочий план счетов бюджетного учета было внесено больше изменений:

– счет 0 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации» стал называться «Денежные средств учреждения в кредитной организации»;

  • счет 0 204 32 000 «Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий» стал называться «Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий»;
  • введен новый счет – 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям»;
  • счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» называется теперь «Расчеты по ущербу и иным доходам», к нему добавлены счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», 0 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
  • счет 0 209 80 000 «Расчеты по прочему ущербу» стал называться «Расчеты по иным доходам» и дополнен счетом 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам»;
  • введены новые счета – 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС», 0 210 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным», 0 210 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;
  • введен счет – 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»;
  • введен счет – 0 500 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)»;
  • скорректировано наименование счета 0 502 00 000 «Принятые обязательства», который стал называться «Обязательства»;
  • дополнен счет 0 502 00 000 счетами 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 0 502 09 000 «Отложенные обязательства»;
  • скорректировано наименование счета 0 504 00 000, который вместо «Сметные (плановые) назначения» стал называться «Сметные (плановые, прогнозные) назначения»;
  • забалансовый учет дополнен счетами 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».

Таким образом, учреждению следует рабочий план счетов, являющийся приложением к учетной политике учреждения, привести в соответствие положениям действующей редакции Инструкции № 157н.

Финансовый результат

Раздел «Финансовый результат» учреждения содержит зачастую такую информацию:

Учреждение не создает резервы предстоящих расходов. Все расходы, начисленные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, списываются по правилам п. 302.1 Инструкции № 157н.

В то же время представители Минфина при проведении семинаров настаивают на том, чтобы учреждения формировали резервы предстоящих расходов, несмотря на то, что прямого требования на это не содержит ни Инструкция № 157н, ни письма Минфина.

Информация о формировании резервов предстоящих расходов в учетной политике может быть отражена так:

В целях равномерного отнесения предстоящих расходов и платежей на расходы текущего отчетного периода учреждение в соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н создает резерв предстоящих расходов на:

  • выплату отпускных;
  • неравномерно производимый ремонт основных средств.

Формирование резерва предстоящих расходов производится по правилам, приведенным в приложении… к учетной политике.

Учет материальных запасов

Внимание читателей хотелось бы обратить на отражение в данном разделе учетной политики информации, касающейся списания топлива (бензина). До вступления в силу Приказа Минфина РФ № 52н государственные (муниципальные) учреждения для учета и списания бензина применяли путевые листы по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Приказ Минфина РФ № 52н не содержит никакой информации, касающейся путевых листов, поэтому некоторые специалисты в области бюджетного учета утверждают, что путевые листы в учреждении могут и не вестись, а списание топлива достаточно производить на основании правильно оформленного акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). В то же время в отношении учреждений, входящих в систему силовых министерств и ведомств, разрабатываются и утверждаются ведомственные нормативные акты, которые обязательны для применения. Например, Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2008 № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что в воинских частях документами для учета ГСМ являются:

  • путевые листы (ф. 6002208 и (или) ф. 6002209);
  • полетные листы (задания на полет) (ф. 6002229 и (или) ф. 6002235);
  • рабочие листы агрегата (ф. 6002210);
  • в установленных случаях – расшифровки о расходе масел, смазок и специальных жидкостей (ф. 6002232), расшифровки о расходе охлаждающей жидкости (ф. 6002233);
  • расшифровки о расходе горючего и смазочных материалов (ф. 6002234).

При наличии ведомственного документа в учетной политике можно прописать, что расходование ГСМ производится в соответствии с требованиями такого документа. Например, таким образом:

Учет использования легковых автомобилей воинских частей, обеспечивающих деятельность главного командования вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, рода войск Вооруженных Сил, ведется в путевых листах легкового автомобиля (ф. 6002208).

Учет использования автомобильной техники воинских частей осуществляется в путевых листах (форма по ОКУД 6002209).

В случае же, если подобный ведомственный документ отсутствует, в учетной политике указывается тот документ, где будет вестись учет путевых листов. Например:

Учет использования легковых автомобилей ведется в путевых листах легкового автомобиля (ф. 0345001), форма которых утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Расчеты с дебиторами и кредиторами

При заполнении раздела учетной политики «Расчеты с дебиторами и кредиторами» следует обратить внимание на положения о списании дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

После вступления в 2015 году в силу Изменений, которыми были внесены корректировки в п. 339, 371 Инструкции № 157н, информация, отражаемая в этом разделе учетной политики, должна быть приведена в соответствие требованиям данного приказа (действующей редакции Инструкции № 157н).

Информация по учету и списанию дебиторской и кредиторской задолженности в учреждении в учетной политике может быть отражена так:

Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) ведется в разрезе кредиторов. Дебиторская и , срок исковой давности которой истек, списывается на финансовый результат учреждения по истечении трех лет на основании данных проведенной инвентаризации.

Списанная с балансового учета задолженность отражается на забалансовых счетах:

  • 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» – в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ способом;
  • 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» – в течение срока исковой давности (три года).

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения.

Нереальная к взысканию списывается c баланса по результатам проведения инвентаризации. Основанием для списания являются:

Кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами, списывается с баланса по результатам инвентаризации. Основанием для списания служат:

  • решение руководителя (приказ) о списании этой задолженности;
  • объяснительная записка о причине образования задолженности;
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
  • документы, являющиеся основанием для списания кредиторской задолженности (решения, постановления судебных органов, иные документы).

В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика – это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. В нем вовсе не обязательно отражать все имеющиеся законодательные нормы, достаточно указать лишь те, в которых законодатель предоставляет для субъекта учета право выбора. Применяемая учреждением учетная политика должна отвечать требованиям действующих нормативных актов. При изменении законодательных норм положения учетной политики следует своевременно корректировать.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.



ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 1 января 2016 года .

2. Довести до всех подразделений и служб учреждения соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на _______________________________________ . или Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (нужное оставить).

_____________________________ __________________ ________________
(должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от ________N_____

Учетная политика для целей бюджетного учета

Учетная политика для целей бюджетного учета

Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 года N 402- ФЗ , Бюджетным кодексом РФ , приказами Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н), от 16 декабря 2010 года N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н), от 1 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - приказ N 65н), от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета.

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения (основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.2. Бюджетный учет ведется структурным подразделением - бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями (основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений.

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения, включая сотрудников обособленных подразделений учреждения (основание: пункт 8 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).

1.5. В учреждении утвержден состав постоянно действующих комиссий:

- комиссии по поступлению и выбытию активов;

- инвентаризационной комиссии;

- комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта;

- комиссии для проведения внезапной ревизии кассы.

1.6. Перечень должностей сотрудников, с которыми учреждение заключает договоры о полной материальной ответственности, приведен в приложении 1.

1.7. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом руководителя.



ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 1 января 2016 года .

2. Довести до всех подразделений и служб учреждения соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на _______________________________________ . или Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (нужное оставить).

_____________________________ __________________ ________________
(должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от ________N_____

Учетная политика для целей бюджетного учета

Учетная политика для целей бюджетного учета

Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ , Бюджетным кодексом РФ , приказами Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н), от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н), от 1 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - приказ N 65н), от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета.

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения (основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.2. Бюджетный учет ведется структурным подразделением - бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями (основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений.

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения, включая сотрудников обособленных подразделений учреждения (основание: пункт 8 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).

1.5. В учреждении утвержден состав постоянно действующих комиссий:

- комиссии по поступлению и выбытию активов;

- инвентаризационной комиссии;

- комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта;

- комиссии для проведения внезапной ревизии кассы.

1.6. Перечень должностей сотрудников, с которыми учреждение заключает договоры о полной материальной ответственности, приведен в приложении 1.

1.7. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом руководителя.

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), п. 6 Инструкции № 157н установлено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (Письмо Минфина РФ от 04.05.2018 № 02-06-05/30266). При ведении бухгалтерского учета с 01.01.2019 применяются положения Приказа Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н, утвердившего Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – ФСБУ «Учетная политика»). Об установленных этим стандартом требованиях к формированию учетной политики и исправлению ошибок, допущенных в учете, автор рассказывает в статье.

Ни для кого ни секрет, что в 2018 году государственные (муниципальные) учреждения уже начали применять часть федеральных стандартов. Требования, установленные стандартами, были учтены при формировании учетной политики учреждений на 2018 год. Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не определен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывается самим учреждением исходя из требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Необходимость разработки учетной политики согласно положениям федеральных стандартов отмечена, в частности, в Письме Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-06-05/30974. В нем сказано, что Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н (внес изменения в Инструкцию № 157н) разработан в связи с внедрением с 01.01.2018 отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Отметим, что соблюдение указаний данных документов является обязательным для соответствующих субъектов учета, и они применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная, с 2018 года.

Приказами Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, № 65н, № 66н, № 67н были внесены поправки в инструкции № 157н, № 162н , № 174н , № 183н , которые вступили в силу в конце апреля 2018 года. Поскольку изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, служит одним из оснований для корректировки учетной политики (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете), после вступления в силу вышеназванных приказов учреждения пересматривали положения своей учетной политики на 2018 год и в случае необходимости вносили соответствующие исправления.

В декабре 2018 года государственные (муниципальные) учреждения должны будут снова сопоставить свою учетную политику и положения нормативно-правовых актов (в том числе федеральных стандартов), вступающих в силу в 2019 году, с тем чтобы учетная политика на 2019 год отвечала нормам действующего законодательства. Кроме того, при формировании и утверждении учетной политики следует руководствоваться федеральным стандартом, о котором идет речь в данной статье.

Что следует принять во внимание при составлении учетной политики на 2019 год?

При формировании учетной политики на 2019 год необходимо соблюдать следующие правила (см. п. 7 – 17 ФСБУ «Учетная политика»):

  1. Субъект учета при составлении учетной политики должен учитывать особенности своей структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые им в соответствии с законодательством РФ полномочия и (или) функции и руководствоваться:
  • законодательством РФ;
  • ФСБУ «Учетная политика»;
  • иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • четной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 стандарта). Если положение о том, что учетная политика составляется с учетом особенностей организационной структуры учреждения и исходя из норм действующего законодательства, ранее было установлено Законом о бухгалтерском учете и Инструкцией № 157н, то требование о составлении учетной политики сообразно учетной политике учредителя введено впервые.
  1. Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. То есть если ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации, то учетную политику составляют работники сторонней организации (централизованной бухгалтерии), при этом в договоре, заключенном между учреждениями, отражаются особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, передающего функции по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Утверждается учетная политика руководителем субъекта учета, даже тогда, когда ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации (п. 8 стандарта). Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 11 стандарта).
  2. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 ФСБУ «Учетная политика». Здесь же отметим, что п. 9 стандарта сходен с п. 6 Инструкции № 157н, поэтому состав разделов учетной политики пересматривать не требуется. По-прежнему учетная политика должна содержать:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета;

б) рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов;

г) иные разделы.

Основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 9 ФСБУ «Учетная политика»).

  1. При наступлении случаев, указанных в п. 12 стандарта, в учетную политику, применяющуюся в учреждении, вносятся изменения. Среди случаев, являющихся основанием для корректировки учетной политики, в п. 12 ФСБУ «Учетная политика» названы:

а) изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) формирование или утверждение субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;

в) существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Под релевантной информацией понимается существенная и достоверная информация, которая собирается для определенной цели.

Вступление в силу новых федеральных стандартов является основанием для внесения поправок в учетную политику учреждения. Как установлено п. 13 ФСБУ «Учетная политика», учетная политика изменяется с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Здесь же отметим, что стандарт устанавливает случаи, которые не считаются изменением учетной политики (п. 14 ФСБУ «Учетная политика»):

а) применение правил (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

б) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

Как отражается в учете изменение учетной политики?

Прежде чем приступить к порядку отражения последствий изменения учетной политики в учете и отчетности, укажем, что изменение учетной политики может носить ретроспективный и перспективный характер.

Ретроспективное

Перспективное

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы она применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики

Изменение учетной политики оказывает, способно оказать влияние на показатели деятельности учреждения

Изменение учетной политики не оказывает или не способно оказать существенное влияние на показатели деятельности учреждения

Влияние изменения учетной политики на показатели деятельности субъекта учета покажем в следующей схеме:

Применение измененной учетной политики

Нововведения не влекут существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета

Нововведения влекут или способны повлечь существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета

Денежная (стоимостная) оценка изменений не производится

Производится оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются указанные изменения в случаях, когда такая оценка может быть произведена

Показатели бухгалтерского учета и отчетности не подлежат корректировке, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (п. 18 ФСБУ «Учетная политика»)

Данные бухгалтерского учета и отчетности корректируются по правилам, установленным п. 16, 17 ФСБУ «Учетная политика», в случаях, когда возможна денежная (стоимостная) оценка изменения учетной политики

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшие или способные повлечь существенное изменение названных выше показателей, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16, 17 ФСБУ «Учетная политика»):

  • по правилам, установленным положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • при отсутствии правил отражения таких изменений в нормативном акте – путем ретроспективного применения измененной учетной политики. При этом подлежат корректировке показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также (в случае возможности корректировки) показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (годов) раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, записями по счетам бухгалтерского учета согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 19 ФСБУ «Учетная политика» установлено, что ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

По правилам рассматриваемого стандарта под оценочным значением понимается рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения (п. 6 ФСБУ «Учетная политика»).

К оценочным значениям относятся:

а) сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

б) величины оценочных резервов;

в) величины амортизационных отчислений;

г) величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

д) иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Отражается ли информация об изменении учетной политики в отчетности?

ФСБУ «Учетная политика» установлено, что субъект учета в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности (полагаем, что в п. 20 стандарта имеется в виду пояснительная записка (ф. 0503160, 0503760), составляемая к отчетности) приводит следующую информацию:

а) обоснование изменения учетной политики;

в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики;

г) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;
  • сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрываются сравнительные показатели. Указанная сумма корректировки раскрывается в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки возможно определить.

* * *

В завершение статьи отметим, что в целом порядок формирования учетной политики не претерпел существенных изменений. Новшеством является отражение в учете и отчетности последствий изменения учетной политики. По нашему мнению, далеко не все изменения в учетной политике будут носить ретроспективный характер и требовать стоимостной оценки последствий, которые следует отразить в учете и отчетности. В отношении ретроспективного применения изменений учетной политики и, в частности, определения стоимостного значения последствий изменений у бухгалтеров будет немало вопросов. На страницах нашего журнала мы будем разбирать и рассматривать такие ситуации и давать рекомендации к действиям.

ФСБУ «Учетная политика» содержит раздел, разъясняющий последовательность действия при исправлении ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представим эту информацию в виде схемы:

Порядок изменения ошибок в отчетных бухгалтерских формах будет рассмотрен нами в рамках отдельной статьи в следующих номерах журнала.


Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2018 год

Приложения к учетной политике 2019 - образец обязательных приложений к этому документу вы сможете увидеть в нашей статье. Что влияет на состав приложений и сколько их потребуется оформить? Какие приложения к учетной политике обязательны? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем образцы необходимых приложений.

Обязательные приложения к учетной политике (рабочий план счетов, формы первичных документов и другие)

В законодательстве отсутствует понятие «обязательные приложения к учетной политике». Большинство фирм в качестве таких приложений утверждают следующие документы:

Именно они в числе других составных элементов учетной политики названы в п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» , утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

Вынос именно этих элементов в состав приложений продиктован следующими факторами:

  • форматом информации — к примеру, схема документооборота обычно оформляется в виде таблицы с большим числом строк и столбцов;
  • значительным объемом специфичной информации, представленной в виде одной таблицы, например рабочий план счетов состоит из синтетических счетов бухучета, детализированных счетами аналитического учета;
  • изменчивостью состава — это характерно для утверждаемых в составе учетной политики форм первичной учетной документации (при необходимости компания может разрабатывать новые формы и удалять неприменяемые или утратившие свое практическое значение).

Для придания законной силы приложению, потребуется:

  • разработать его;
  • упомянуть о нем в тексте учетной политики;
  • утвердить приложение (если приложение разработано или изменено позднее даты утверждения учетной политики — отдельным приказом ввести его в работу).

Сколько приложений к учетной политике потребуется?

Количество приложений к учетной политике — величина, устанавливаемая каждой фирмой самостоятельно. Кроме того, число приложений не является величиной постоянной — оно может дополняться новыми или сокращаться в необходимых случаях.

Информация в учетной политике может разными компаниями детализироваться в разном объеме. Именно степень детализации может оказать влияние на схему отражения информации в учетной политике — скрупулезное описание какого-либо учетного нюанса целесообразно оформить в виде отдельного документа (положения, методики, перечня, порядка и др.) и утвердить в составе учетной политики.

Кроме перечисленных в предыдущем разделе общепринятых приложений, компания с учетом специфики своей деятельности может разработать и утвердить следующие приложения (например):

  • методику раздельного учета НДС ;
  • алгоритм расчета резерва по сомнительным долгам;
  • инструкцию по списанию безнадежной задолженности;
  • положение о служебных поездках;
  • положение о внутреннем финансовом контроле.

С особенностями составления приложений к учетной политике знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте статей:

  • «Положение о служебных командировках — образец 2018» ;
  • «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?» .

Отдельные приложения к учетной политике могут носить специфичный характер. К примеру, в состав приложений к учетной политике бюджетного учреждения могут входить:

  • порядок определения срока службы хозяйственного инвентаря;
  • состав комиссии по поступлению и выбытию активов;
  • порядок принятия обязательств;
  • иные приложения.

Как могут выглядеть образцы приложений к учетной политике, расскажем в следующем разделе.

Образцы обязательных приложений к учетной политике

Рабочий план счетов

Приведенный в данной статье рабочий план счетов бухучета может послужить основой составления соответствующего приложения к вашей учетной политике.

График документооборота

Разработка графика документооборота — непростое мероприятие, если структура фирмы достаточно разветвленная и в ходе деятельности образуется большое количество разнообразных документов.

При составлении графика необходимо учесть следующие важные аспекты:

  • цикл существования документа (оформление или получение, обработка, хранение, уничтожение) — в графике должны найти отражение все этапы «жизни» документа;
  • форма графика документооборота — традиционно он составляется в виде таблицы, что позволяет в краткой форме наглядно отразить большой объем информации;
  • виды документов, участвующие в документообороте, — здесь требуется комплексный подход, поскольку своевременность отражения информации в учете зависит не только от бухгалтерской и налоговой первички, но и от своевременного получения бухгалтерией иных сопутствующих документов (например, для своевременного признания доходов и расходов при списании долгов требуются выписки из ЕГРЮЛ, судебные решения и др.);
  • лица, ответственные за каждый этап жизненного цикла документа и сроки, в течение которых документ может задержаться на обработке у ответственного лица на каждом из этих этапов.

Образец графика документооборота вы можете увидеть на нашем сайте:

Применяемые формы документов

Совокупность форм первичных документов — одно из приложений к учетной политике, без которого не обходится ни одна компания. Чтобы отразить в бухучете какой-либо факт хозяйственной деятельности, нужен первичный документ, составленный по утвержденной компанией форме. Компания может разработать всю первичку самостоятельно (кроме кассовых документов — их унифицированные формы обязательны при оформлении кассовых операций). В этом случае она вправе предусмотреть в ней любые необходимые компании реквизиты, включая все обязательные — они перечислены в ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете.

Если компания решит применять в своей работе и унифицированные, и самостоятельно разработанные формы первички, ей необходимо:

  • проверить унифицированную первичку на наличие в ней всех обязательных реквизитов (если нет — добавить их в форму);
  • в учетную политику включить пункт, посвященный применяемой первичке (о его содержании расскажем далее);
  • все применяемые формы утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Формулировка пункта учетной политики, посвященного применяемым первичным учетным документам, может быть, например, такой:

«Компания применяет унифицированные формы учетных документов (утвержденные Госкомстатом), а также самостоятельно разработанные нетиповые первичные документы (Приложение № 2)»

Познакомиться с образцом указанного приложения к учетной политике вы можете на нашем сайте:

Итоги

Приложения к учетной политике компания разрабатывает самостоятельно. В форме приложений оформляются важные для организации учетного процесса положения, инструкции и методики.