В мае – июне в большинстве банков - акционерных обществ (далее, если не оговорено особо, – «банки») проводятся годовые общие собрания акционеров, которые, в частности, должны утвердить годовой отчет банка. Следует отметить, что изучение уже утвержденных годовых отчетов банков указывает на то, что при всем разнообразии подходов к оформлению годовых отчетов банки не всегда соблюдают требования к содержанию годового отчета, установленные законодательством Российской Федерации. Автор статьи анализирует вопросы, связанные с содержанием, порядком утверждения годовых отчетов банков, а также раскрытием информации в форме годового отчета.

Определимся в понятиях

Годовой отчет банка является самостоятельным документом, который в соответствии с пунктом 1 статьи 47 и подпунктом 11) пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208 – ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – «Закон об акционерных обществах») выносится на утверждение годового общего собрания акционеров банка. При этом годовой отчет банка не следует путать с годовым бухгалтерским отчетом, состав и порядок составления которого определены Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 17 декабря 2004 г. № 1530 – У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета».

Хотя эти документы и имеют созвучные название, но имеют разное содержание и являются самостоятельными документами, а анализ норм Закона об акционерных обществах позволяет сделать вывод о том, что под годовым бухгалтерским отчетом Центральным банком Российской Федерации понимается годовая бухгалтерская отчетность, которая также утверждается годовым общим собранием акционеров банка (подпункт 11) пункта 1 статьи48).

Законом об акционерных обществах не установлено специальных требований к содержанию годового отчета акционерных обществ, в том числе банков. Парадоксально, но пунктом 3 статьи 52 Закона об акционерных обществах годовой отчет даже не отнесен к информации (документам), представляемой лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров при подготовке к проведению собрания.

Этот пробел в праве (годовой отчет утверждается на собрании, но не представляется акционерам при подготовке к собранию) был устранен Федеральной комиссией по рынку ценным бумаг (в настоящее время – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)), которая в соответствии с пунктом 2 статьи 47, пунктом 3 статьи 52 Закона об акционерных обществах и статьей 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установила дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, и, в частности требования к содержанию годового отчета (Постановление от 31 мая 2002 г. N 17/пс).

Так, в соответствии с пунктом 3.2. Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (приложение кПостановлению № 17/пс) к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании банка, при подготовке к проведению годового общего собрания, отнесен и годовой отчет банка.

а) положение банка в отрасли;

б) приоритетные направления деятельности банка;

в) отчет совета директоров (наблюдательного совета) банка о результатах развития банка по приоритетным направлениям его деятельности;

г) перспективы развития банка;

д) отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям банка;

е) описание основных факторов риска, связанных с деятельностью банка;

ж) перечень совершенных банком в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Законом об акционерных обществах (статьи 78 – 79) крупными сделками, а также иных сделок, на совершение которых в соответствии с уставом банка распространяется порядок одобрения крупных сделок. При этом по каждой сделке необходимо указывать:

существенные условия сделки;

орган управления банка, принявший решение ободобрении сделки;

з) перечень совершенных банком в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Законом об акционерных обществах (статьи 81 – 84) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, с указанием по каждой сделке:

заинтересованного лица (лиц);

существенных условий сделки;

органа управления банка, принявшего решение об одобрении сделки;

и) состав совета директоров (наблюдательного совета) банка. Указанный раздел должен включать в себя:

информацию об изменениях в составе совета директоров (наблюдательного совета) банка, имевших место в отчетном году;

сведения о членах совета директоров (наблюдательного совета) банка, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями банка в течение отчетного года;

к) сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа (президенте, председателе правления, генеральном директоре или директоре) банка и членах коллегиального исполнительного органа (правления) банка, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями банка в течение отчетного года;

л) критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (президента, председателя правления, генерального директора или директора) банка, каждого члена коллегиального исполнительного органа (правления) банка и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) банка или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех указанных лиц, выплаченного или выплачиваемого по результатам отчетного года;

м) сведения о соблюдении банком Кодекса корпоративного поведения (Кодекс корпоративного поведения одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 ноября 2001 г. (протокол N 49), является приложением к Распоряжению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. № 421/р);

н) иную информацию, предусмотренную уставом банка или иным внутренним документом банка.

Нормы Постановления № 17/пс, определяющие содержание годового отчета, с не значительными дополнениями продублированы в пункте 8.2.3. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г.№ 05-5/пз-н.

Порядок подписания и утверждения годового отчета

Законом об акционерных обществах (статья 88) иПоложением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведенияобщего собрания акционеров (пункт 3.7.) установлен следующий порядок подписанияи утверждения годового отчета:

а) годовой отчет подписывается единоличным исполнителем органом (Президентом, Председателем Правления, Генеральным директором или Директором) банка, а также главным бухгалтером банка;

б) годовой отчет не позднее, чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания банка должен быть предварительно утвержден советом директоров (наблюдательным советом) банка, о чем на годовом отчете делается соответствующая отметка. Следует учитывать, что возможность предварительного утверждения годового отчета единоличным исполнительным органом, предусмотренная пунктом 3.7. Положения, является для банков неактуальной, так как в соответствии со статьей 11.1. Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности» совет директоров является для банков обязательным органом управления;

в) достоверность данных, содержащихся в годовом отчете банка, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) банка (пункт 3 статьи 88 Закона об акционерных обществах). При этом законодателем не определены сроки такого подтверждения, но по смыслу Закона достоверность данных должна быть подтверждена до момента предварительного утверждения годового отчета советом директоров (наблюдательным советом) банка.Кроме того, по мнению автора, на годовом отчете банка целесообразно сделать отметку о подтверждении ревизионной комиссией достоверностиданных, содержащихся в годовом отчете;

г) годовой отчет утверждается на годовом общем собрании акционеров банка.

Порядок раскрытия информации в форме годового отчета

Пунктом 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах определено, что банк - открытое общество обязан раскрывать, в частности, информацию в формегодового отчета.

Кроме того, пунктом 2 указанной статьи определено, что обязательное раскрытие информациибанком – акционерным обществом, включая банк - закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется банком в объеме и порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с Законом об акционерных обществах Федеральной службой по финансовым рынкам, являющейся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, 16 марта 2005 г. издан Приказ № 05-5/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», который за исключением отдельных пунктов вступил в силу 13 мая 2005 г.

Пунктами 8.1.1. и8.2.1. Положения о раскрытии информации определено, что банки - открытые акционерные общества, а также банки - закрытые акционерные общества, осуществившие (осуществляющие) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета. Положениемтакже установлены следующие правила раскрытия информации:

а) текст годового отчета публикуется на странице в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты составления протокола годового общего собрания акционеров банка, на котором принято решение об утверждении годового отчета банка (пункт 8.2.4. Положения). При этом, под публикацией в сети Интернет понимается публикация годового отчета на сайте банка или ином сайте в сети Интернет (пункт 1.6. Положения);

б) банк обязан обеспечить свободный доступ к информации в форме годового отчета, опубликованной в сети Интернет, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации;

в) текст годового отчета банка должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет (пункт 8.2.5. Положения).

В заключении автор хотел бы еще раз обратить внимание читателей на тот факт, что Приказом ФСФР № 05-5/пз-н определены особенности вступления в силу отдельных пунктов Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, и в частности: в соответствии с пунктом 3 Приказа банки- открытые акционерные общества, а также банки - закрытые акционерные общество, осуществившие (осуществляющие) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, в которых годовые отчеты за 2004 год утверждены общими собрания акционеров банка до вступления в силу пункта 8.2.4 Положения (2 августа 2005 г.) обязаны опубликовать тексты годовых отчетов в сети Интернет в период со 2 по 5 августа 2005 г. (включительно).

Перечень использованных нормативных актов

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности»;

Указание Центрального банка Российской Федерации от 17 декабря 2004 г. № 1530 – У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета»;

Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г.№ 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров»;

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. № 05-5/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

1. Организационная структура Банка России

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Органы управления Банком России

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) принимает решения:

о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

о величине резервных требований;

об изменении процентных ставок Банка России;

об определении лимитов операций на открытом рынке;

об участии в международных организациях;

об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о применении прямых количественных ограничений;

о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;
годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении, наличии и использовании средств фондов экономического стимулирования;
отчет о формировании и направлениях использования резервов и фондов Банка России;
отчет об управлении ценными бумагами и долями, находящимися в федеральной собственности и закрепленными за Банком России;
аудиторское заключение по годовому отчету Банка России;
заключение Счетной палаты Российской Федерации;
отчет о расходах на содержание аппарата Банка России за отчетный год;
анализ исполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;
отчет об исполнении сметы капитальных вложений.
Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, а также для заключения в Правительство Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным.
По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает постановление.
Годовой отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.

Методологическим центром по организации бухгалтерского учета в банках является Центральный банк РФ. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает обязательные для банков правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Состав бухгалтерской отчетности ежегодно уточняется Центральным банком РФ. В обязательном порядке банки представляют РКЦ отчетность трех видов:

Бухгалтерскую;

Общую финансовую;

Для публикации.

Общая финансовая отчетность составляется по особым формам. Ее цель заключается в том, чтобы на основе использования принципов международных стандартов создать базу данных, позволяющую более реально оценить показатели ликвидности, платежеспособности и доходности банков, т.е. определить действительное финансовое состояние банка.

Бухгалтерский баланс (публикуемая форма);

Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма);

Данные о движении денежных средств по специальной форме;

Информация об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов по установленной форме.

Годовой отчет должен быть опубликован в течение 10 рабочих дней после проведения годового общего собрания акционеров в одном периодическом печатном издании с мнением аудиторской организации об их достоверности. В случае опубликования отчетов в разных периодических печатных изданиях опубликование отчетов сопровождается ссылкой на указание названия издания, в котором был опубликован другой отчет, и даты выхода этого издания в свет.

Годовой бухгалтерский отчет составляется за период, начинающийся с 1 января отчетного года и заканчивающийся 31 декабря отчетного года (включительно), по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Годовой бухгалтерский отчет составляется с учетом событий после отчетной даты. К событиям после отчетной даты могут быть отнесены:

Объявление в установленном порядке заемщиков и дебиторов банка банкротами, если по состоянию на отчетную дату в отношении этих заемщиков и дебиторов уже осуществлялась процедура банкротства;

Произведенная после отчетной даты оценка активов, результаты которой свидетельствуют об устойчивом и существенном снижении их стоимости, определенной по состоянию на отчетную дату, или получение информации о существенном ухудшении финансового состояния заемщиков и дебиторов банка по состоянию на отчетную дату, последствиями которого может являться существенное снижение или потеря ими платежеспособности;

Начисления (корректировки, изменения) по налогам и сборам за отчетный год, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитные организации являются налогоплательщиками и плательщиками сборов;

Обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности банка, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период, влияющие на определение финансового результата;

Объявление дивидендов (выплат) по принадлежащим банку долям, паям;

Годовой бухгалтерский отчет составляется в валюте Российской Федерации - в рублях. Все активы и обязательства в иностранной валюте отражаются в рублях по официальному курсу соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на отчетную дату.

Порядок и срок составления годового бухгалтерского отчета утверждаются в учетной политике банка исходя из установленного в соответствии с учредительными документами порядка представления годового отчета на утверждение общего собрания акционеров и с учетом сроков проведения аудиторской проверки.

Бухгалтерский отчет за год кредитной организации составляют в следующем объеме:

Годовой бухгалтерский баланс на 1 января нового года по форме оборотной ведомости за отчетный год. Банки, имеющие филиалы, составляют годовой бухгалтерский баланс с включением балансов филиалов.

Годовой бухгалтерский баланс является основой для составления всех форм годовой отчетности за отчетную дату. Расхождения между соответствующими показателями годового бухгалтерского баланса и других форм годовой отчетности не допускаются;

Отчет о прибылях и убытках с учетом событий после отчетной даты;

Сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты;

Аудиторское заключение по годовому бухгалтерскому отчету;

Пояснительная записка.

Годовой бухгалтерский отчет представляется банками в территориальные учреждения Банка России по местонахождению.

Для составления годового бухгалтерского отчета банки в конце отчетного года проводят подготовительную работу. Она включает:

Начисление процентов за IV квартал и отражение по соответствующим счетам;

Проведение инвентаризации всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах денежных средств и ценностей;

По результатам инвентаризации принимают меры по урегулированию выявленных расхождений;

По всем счетам клиентов обеспечивают выдачу выписок из лицевых счетов с остатками по состоянию на 1 января года, не позднее чем первый рабочий день нового года;

На основе выписок, полученных от РКЦ в первый рабочий день года, производят сверку остатков на корреспондентских счетах;

Расчет и отражение на соответствующих балансовых счетах резервов на возможные потери;

Начисляют и отражают на счетах все причитающиеся к уплате до конца отчетного года суммы налогов и других обязательных платежей;

При наличии прибыли принимают меры к погашению убытков прошлых лет, а также использование чистой прибыли на создание резервного фонда; увеличение уставного капитала банка.

Перед составлением годового бухгалтерского отчета завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами, в том числе и перечисление остатков централизованных счетов.

В первый рабочий день года банки не проводят текущих операций, кроме выдачи денег по чекам, приема денежной выручки для зачисления на счета организаций.

По окончании отчетного года банки составляют проверочные ведомости остатков по всем лицевым счетам клиентов. При получении от клиентов остатков (справки сверяются с ведомостями) в ведомостях делают соответствующие отметки.

В случаях неподтверждения остатков счетов, а также о всех выявленных расхождениях данных учета банка и учета клиентов в расчетно-кассовый центр представляется информация с указанием причин. Такая информация представляется в РКЦ до 1 февраля следующего года.

С расчетно-кассовым центром сверяются остатки по балансовому счету 30102, который, согласно плану счетов кредитных организаций, может быть только активным. Сверяются остатки по счетам:

30202 "Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте РФ, перечисленные в Банк России",

30204 "Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России",

на которых учитываются перечисленные в РКЦ суммы обязательных резервов кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации в Банк России.

Производится проверка по счетам:

30110 "Корреспондентские счета в кредитных организациях-корреспондентах",

30114 "Корреспондентские счета в банках-нерезидентах в СКВ",

30115 "Корреспондентские счета в банках-нерезидентах в иностранных валютах с ограниченной конвертацией", которые должны соответствовать справке о корреспондентских счетах, открытых в других банках.

Кроме того, с целью контроля, анализа и надзора за финансовой деятельностью банка кредитные организации представляют в РКЦ дополнительные расшифровки:

Расшифровка счетов 60312, 60323 (в которых указывается дата возникновения дебиторской задолженности);

Оборотные (годовые) ведомости по всем балансовым счетам;

Списки акционеров - пайщиков банка.

Бухгалтерская отчетность представляется в Банк России в виде установленных Банком России отчетных документов (форм отчетности), которые подписываются лицами, ответственными за представление сведений (если документ составлен на бумажном носителе), или содержат код аутентификации электронного сообщения (если документ составлен в электронном виде), используемый для контроля целостности и подтверждения подлинности электронного сообщения. Конкретные средства аутентификации, обеспечивающие создание и проверку кодов аутентификации электронных сообщений, и правила их использования определяются Банком России и кредитной организацией.

К лицам, подписывающим формы отчетности, относятся:

руководитель банка либо его заместитель, уполномоченный подписывать отчетность;

главный бухгалтер либо другое должностное лицо, его замещающее, в случае, если подпись главного бухгалтера предусмотрена в форме отчетности;

другие лица, подписи которых предусмотрены в форме отчетности в соответствии с нормативными актами Банка России.

При составлении и представлении отчетности должны быть обеспечены полнота заполнения, достоверность и своевременность ее представления. В этих целях банками должны соблюдаться следующие требования:

В формах отчетности должны приводиться все предусмотренные в них показатели. В случае отсутствия данных по одному или нескольким показателям в соответствующей графе (строке) отчетности проставляется ноль - для числовых показателей и прочерк - по символьным показателям. В случае если форма отчетности содержит только нулевые показатели, кредитные организации направляют в Банк России сообщение об отсутствии соответствующих данных, либо в зависимости от порядка составления и представления формы отчетности, отчет с нулевыми показателями;

Сообщение об отсутствии данных должно содержать реквизиты заголовочной части формы отчетности, заполненные по форме Приложения к настоящему Указанию, и в содержательной части - запись об отсутствии соответствующих данных;

Сообщение об отсутствии данных должно быть подписано ответственными лицами или содержать код аутентификации электронного сообщения;

Сообщение об отсутствии данных, подлежащих отражению в отчетности, имеет статус отчетности и направляется в Банк России в порядке, установленном для представления данной формы отчетности;

Отчетные данные должны быть приведены в единицах измерения, установленных для показателей каждой конкретной формы отчетности, и должна быть обеспечена сопоставимость данных отчетного периода с показателями предыдущего отчетного периода.

Одновременно с отчетностью банки обязаны представлять краткие пояснения о причинах изменений показателей, содержащихся в формах, по сравнению с данными за предыдущий отчетный период, подписанные ответственными лицами или содержащие код аутентификации электронного сообщения.

В случае выявления фактов представления банками недостоверной отчетности, содержащей неправильные данные вследствие нарушения установленного порядка ведения учета и составления отчетности, в том числе недостоверную информацию о финансовом состоянии и имущественном положении, банк, допустивший искажение отчетных данных, обязан произвести их исправление.

Исправление отчетных данных:

Осуществляется посредством повторного представления отчетности, содержащей исправленные значения показателей;

Сопровождается объяснениями, содержащими сведения о произведенных изменениях в отчетности, подписанными ответственными лицами или содержащими код аутентификации электронного сообщения.

Отчетность представляется кредитными организациями в Банк России на бумажных носителях или в виде электронного сообщения в форматах, установленных Банком России, содержащих тот же набор показателей, что и документ на бумажном носителе.

Банки обязаны обеспечить соответствие отчетных данных, представляемых на бумажном носителе (как представляемых в Банк России, так и хранящихся в банке), и отчетных данных, направляемых в виде электронного сообщения.

Датой представления отчетности на бумажном носителе считается дата фактической передачи ее в Банк России либо дата почтового отправления с описью вложения, обозначенная на штемпеле организации связи.

Датой представления отчетности в виде электронного сообщения, снабженного кодом аутентификации, считается дата отправления Банком России в адрес кредитной организации подтверждения о подлинности данного электронного сообщения.

Если последний день срока представления отчетности приходится на нерабочий день, то окончание срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Если срок представления отчетности определяется в календарных днях, то он продлевается на количество нерабочих праздничных дней. Если отчетность представляется до определенной календарной даты (указаны число и месяц), то срок представления отчетности не продлевается.

В случае непредставления отчетности, нарушения сроков представления, а также представления неполных или недостоверных данных Банк России вправе применять к кредитным организациям соответствующие меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.