1 января 2018 года юридическую силу приобретает новый стандарт бухучета. Утвержден он Приказом Минфина №257н «Об утверждении стандарта» от 31 декабря 2016 года. Касается он бюджетных структур: госучреждений, муниципальных образований и прочих субъектов. До начала 2018 года являлась актуальной Инструкция по бухучету №157н, утвержденная приказом Минфина от 1 декабря 2010 года. В этом году придется учитывать нововведения.

Измененные критерии отнесения средств к основным

Новый стандарт установил основные правила бухучета основных средств (ОС). В частности, изменилось само понятие основных средств. Теперь к ним относятся не только материальные предметы, но и материальные ценности (активы). То есть все прежние критерии отнесения к ОС остаются прежними. Однако появился новый критерий – объект должен отличаться полезным потенциалом, то есть ОС характеризуется этими свойствами:

  • Объект нужен для исполнения функций или предоставления соответствующих услуг.
  • Объект требуется для погашения обязательств.
  • Предмет возможно обменять на прочие активы.
  • Начальную стоимость объекта можно оценить с участием профессионала.

Если предмет не соответствует рассматриваемым стандартам, он помещается на забалансовый счет. Нужно также учитывать, что теперь отменено условие о непременной госрегисрации права на недвижимость в ФСБУ.

Новый стандарт расширил условия для отнесения ОС. Теперь бюджетные учреждения могут включить в состав ОС эти объекты:

  • Арендованные.
  • Получение на основании договора о безвозмездной передаче.

Требования к этим предметам устанавливаются ФСБУ «Аренда». К ОС необходимо относить теперь и ряд казенного имущества.

В состав ОС будет нельзя относить эти предметы:

  • Биологические субстанции, предназначающиеся для изготовления биопродукции.
  • Недвижимость под дальнейшую реализацию.

Многолетние посадки, из которых не будет изготавливаться биопродукция, продолжают оставаться в структуре средств. Однако под них имеет смысл выделить отдельный счет.

Объекты культурного наследия будут включаться в структуру ОС только при наличии этих условий:

  • Если от объекта можно получить потенциальные выгоды.
  • Предмет имеет не только культурную ценность, но и другой полезный потенциал.

Если объект культурного наследия не соответствует этим критериям, нужно поместить его на забалансовый счет. Если предмет невозможно оценить, его условной стоимостью будет 1 рубль.

Требования к оценке ОС

Новый стандарт изменил и оценку ОС. Теперь появились две новых операции по взаимодействию с предметами:

  • Обменные действия. ОС обмениваются на денежные средства и прочие ценности. В счет стоимости предмета может входить стоимость исполненных работ или предоставленных услуг. Обменные операции производятся на основании рыночной стоимости. Предмет ОС будет оцениваться исходя из реальных расходов.
  • Необменные действия. В этом случае объекты передаются или за символическую плату или на основании договора о безвозмездной передаче. Первоначальная стоимость будет рассчитываться на основании адекватной стоимости объекта.

Руководитель должен сам определить методы оценки различных категорий. Избранная политика отражается в учетной политике субъекта.

Особенности группировки объектов ОС

Стандарт установил новые принципы группировки ОС. Ранее было всего две группы: «Нежилые объекты» и «Сооружения». С 2018 года будет существовать только одна группа — «Нежилые объекты». Для фонда библиотеки, ювелирки отдельных групп не предусмотрено. Они будут размещаться в категории «Прочие ОС».

Появилась отдельная группа для инвестиционной недвижимости. Сюда входят движимые объекты и недвижимость, которые предполагается сдавать в аренду.

Для корректного учета уже учтенные объекты нужно переместить. Если объекты больше не соответствуют ранее выбранной категории, нужно переместить их в другую группу. Стоимость предметов при этом остается прежней.

ОС между счетами перемещаются однократно через счет «Финансовый итог предыдущих периодов». Перемещение осуществляется на основании справки, составленной по форме 0504833.

Подбор метода амортизации

Нововведение увеличивает число методов определения амортизации. Ранее мог использоваться только линейный метод. На данный момент бухгалтер может пользоваться этими способами амортизации:

  • Линейный способ. Амортизация начисляется равными частями каждый месяц. Начисление производится на протяжении всего срока эксплуатации объекта. Для определения суммы платежа нужно первоначальную стоимость предмета поделить на СПИ.
  • Метод уменьшения остатка. Подходит для активов, срок использования которых очень небольшой. Актуален и для объектов, используемых в агрессивных условиях. Этот способ необходим для ускоренной амортизации.
  • Способ определения амортизации пропорционально объему товаров. Способ актуален для предметов, у которых есть определенный потенциал. То есть бухгалтер знает, сколько товара за определенный период можно произвести при помощи актива. Для расчетов нужно реальный объем произведенной продукции умножить на норму амортизации.

Способ амортизации выбирается организацией самостоятельно. При выборе нужно учитывать специфику деятельности субъекта. Избранный метод необходимо зафиксировать в учетной политике.

Если цель эксплуатации актива поменялся, можно изменить и метод определения амортизации. Изменение выполняется в начале отчетного периода. Новый стандарт обязывает определять амортизацию для следующих предметов:

  • Находящиеся в состоянии простоя.
  • Временно не используемые.
  • Предметы, предназначающиеся для списания.

Исключением являются предметы, остаточная стоимость которых составляет ноль.

Новый стандарт изменил размеры начальной стоимости для малоценных предметов. Рассмотрим все особенности:

  • Предметы с первоначальной ценой до 10 тысяч рублей помещаются на забалансовом счете. Они не предполагают начисление амортизации.
  • Для предметов стоимостью 10 тысяч-100 тысяч рублей амортизация составляет 100% от цены на дату введения объекта в использование.
  • Если стоимость предмета составляет более 100 тысяч рублей, амортизация определяется на основании выбранного метода.

Стандарт ввел достаточно много новых принципов. Все они должны быть учтены в 2018 году. В обратном случае будет зафиксировано нарушение инструкции.

Нововведения в области отчетности

С начала 2018 года специалист обязан прописывать следующие положения:

  • Балансовая стоимость.
  • Способ амортизации.
  • Скопленная амортизация.

В отчетности нужно прописать изменение оценки предметов, если они влияют на СПИ и способ амортизации. Информацию нужно подготовить по всем категориям. Это объекты с нулевой стоимостью, инвестиционная недвижимость.

Начало работы

Для внедрения нового стандарта нужно сначала провести инвентаризацию. Она позволит получить информацию об остатках ОС. Проверяются объекты, учтенные до начала 2018 года, относящиеся к счету 0 10100 000. Подтверждается соответствие предметов новому стандарту. Итоги инвентаризации фиксируются в описи. Предметы лизинга, аренда, арендные платежи – все это будет относиться к НФА. Нужно учесть, что приказ Минфина №194н от 17 ноября 2017 года ввел вспомогательные столбцы.

Чтобы определить, какие объекты можно отнести к малоценным основным средствам, от какой суммы 2019 считать и как учитывать, определим предельные лимиты.

Лимиты стоимости скорректированы. Теперь к ОС, подлежащим моментальному списанию на забаланс, следует относить объекты, которые стоят 10 000 рублей и менее. Напомним, что до 2019 года таким имуществом признавались ОС ценностью до 3000,00 рублей.

Начислить 100-процентную амортизацию на основные средства с какой суммы нужно в этом году? Стоимостные границы также скорректированы: от 10 000 до 100 000 рублей.

На ОС, стоящие более 100 000 рублей, следует начислять амортизацию в соответствии с выбранным способом. Напомним, что в 2019 году предусмотрены три метода начисления амортизации:

  • линейный — единственный доступный метод до этого года;
  • метод уменьшаемого остатка;
  • метод списания стоимости пропорционально производимой продукции.

Следовательно, к «малоценке» можно отнести все имущество учреждения стоимостью до 100 000 рублей.

Организация обязана закрепить ключевые моменты учета ОС, в том числе и малоценного имущества, в своей учетной политике. В противном случае проблем с ФНС не избежать.

Особенности признания ОС

Еще в прошлом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н. Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2017.

Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2019 году? Рассмотрим ключевые моменты. В первую очередь определим, с какой суммы считается основным средством имущество организации. Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:

  1. Срок использования имущества — 12 месяцев и более.
  2. Планируется использовать для осуществления деятельности и(или) извлечения прибыли.
  3. Дальнейшая продажа или передача третьим лицам не предусматривается.

Никаких ограничений по минимальной и максимальной цене не установлено. Следовательно, независимо от стоимости, любой объект может быть отнесен к ОС, если он отвечает вышеперечисленным требованиям. Это означает, что вопрос: основные средства с какой суммы начинаются в 2019 году, не актуален. Актив можно отнести к ОС независимо от его стоимостных показателей, уплаченной стоимости, а также иных аналогичных затрат, которые были произведены с целью создания, сборки или строительства имущественных ценностей.

Основные средства до 10 000 рублей в 2019: особенности учета

Такие ОС учитываются на забалансовом счете 21. Стоимость имущества отражается в денежном эквиваленте:

  • по фактической или первоначальной цене, подтвержденной документально;
  • по условной цене, равной одному рублю (Письмо Минфина России от 01.04.2010 № 02-06-07/1169).

Пример. Учреждение приобрело светильник за 3500,00 рублей. Бухгалтер отразил операции:

Амортизация ОС в 2019 году в бюджетных организациях, а также в автономных и казенных учреждениях на данную группу имущественных объектов не начисляется! Иными словами, стоимость имущества единовременно списывается на счет текущих затрат либо на счет основного производства, и на балансе такие активы не учитываются. В то же время объект приходуется на специальном забалансовом счете, что позволяет вести достоверный аналитический учет.

Учет ОС с ценой от 10 000 до 100 000 рублей

Имущество учитывается на 101 счете. Отражается по первоначальной стоимости. При вводе в эксплуатацию по ОС начисляется амортизация в размере 100 % на счет 401 20 «Текущие расходы» или на счет 109 ХХ «Затраты на изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ».

Пример. Учреждение приобрело станок за 25 000,00.

Напомним, что для данной категории активов допустимо ведение группового учета. Однако групповой учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2019 году можно вести только при соблюдении следующих условий:

  1. ОС однородны, иными словами, вся группа объектов имеет одинаковые характеристики (по цене, наименованию, производителю, назначению, техническим характеристикам).
  2. Активы относятся к хозяйственному или производственному инвентарю либо к сценическо-постановочным средствам. Например декорации, мебель, бутафория и реквизит.
  3. Стоимость таких активов не может превышать 100 000 рублей (включительно) за единицу. Если первоначальная стоимостная оценка свыше максимального показателя, то учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2019 году должен вестись раздельно, без объединения в группы.
13.02.2018

Основными документами, регламентирующими порядок учета основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях в 2018 году, являются:

  •  СГС «Основные средства»;
  •  СГС «Концептуальные основы»;
  •  Письмо Минфина РФ от 30.11.2017 № 02‑07‑07/79257;
  •  Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02‑07‑07/84237 (далее - Письмо № 02‑07‑07/84237);
  •  инструкции № 157н, 162н, 174н, 183н и иные нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях госсектора. При этом до внесения в указанные документы поправок (в части приведения их в соответствие нормам федеральных стандартов) применяются только положения, не противоречащие действующим нормативным правовым актам.

Таким образом, до внесения изменений в названные инструкции и иные нормативные правовые акты в целях перехода на новые правила ведения учета основных средств следует руководствоваться, в частности, указанными федеральными стандартами и разъяснениями финансового ведомства.

Что необходимо предусмотреть в учетной политике основных средст на 2018 год?

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 2, 3 Письма № 02‑07‑07/84237, в учетной политике на 2018 год в части ведения бухгалтерского учета объектов основных средств необходимо предусмотреть:

1) способы амортизации относительно групп объектов основных средств;

2) особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;

3) порядок проведения инвентаризации объектов основных средств;

4) порядок определения стоимостных оценок объектов имуще-ства, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств;

5) особенности ведения учета комплекса объектов основных средств, объединенных в один инвентарный объект (в том числе определение состава такого имущества, критерии отнесения имущества к данной категории);

6) порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации составных частей объекта основных средств (объектов группового учета, комплекса);

7) порядок отражения в бухгалтерском учете затрат на ремонт (замену) составных частей объекта (групп объектов) основных средств;

8) особенности ведения учета отдельных объектов основных средств в бюджетных учреждениях, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например, объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т. п.);

9) особенности ведения забалансового учета объектов основных средств, не соответствующих критериям признания в качестве таковых;

10) методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах;

11) способ пересчета накопленной амортизации при переоценке основных средств.

В целях получения дополнительных данных для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть следующую аналитику по объектам основных средств (п. 3 Письма № 02‑07‑07/84237):

  •  получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
  •  передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);
  •  получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
  •  передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);
  •  в эксплуатации;
  •  в запасе;
  •  на консервации;
  •  иная категория объектов бухгалтерского учета бюджетных ОС.

Каким критериям должны соответствовать материальные ценности в целях их признания объектами основных средств в соответствии с СГС «Основные средства»? Что изменилось по сравнению с прежним порядком?

В силу п. 7, 8 СГС «Основные средства» основными средствами признаются материальные ценности, соответствующие следующим критериям:

1) имеют срок полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);

2) предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета при условии, что данные материальные ценности:

  •  принадлежат субъекту учета на праве оперативного управления (находятся во владении (пользовании)). При этом в отношении объектов недвижимости право оперативного управления должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной регистрацией;
  •  находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т. п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»;
  •  переданы субъектом учета в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочные договоры аренды (договоры безвозмездного пользования)) с учетом требований СГС «Аренда»;

3) обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать экономические выгоды.

Полезный потенциал, заключенный в активе, - это его пригодность (п. 37 СГС «Концептуальные основы»):

а) для использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, необязательно
обеспечивается при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств);

б) для обмена на другие активы;

в) для погашения обязательств, принятых субъектом учета.

Экономическими выгодами, заключенными в активе, признаются возникающие при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами поступления денежных средств или их эквивалентов (п. 38 СГС «Концептуальные основы»).

Как и прежде, материальные ценности, признаваемые в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальными запасами, вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, основными средствами не считаются.

Новшеством с 2018 года является следующее:

1. В состав основных средств включаются материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании государственного (муниципального) учреждения на условиях:

  •  лизинга по договорам, условиями которых лизингополучатель не определен балансодержателем;
  •  долгосрочной аренды с правом выкупа;
  •  безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования;
  •  иных арендных отношений, относящихся в силу СГС «Аренда» к финансовой аренде.

2. Основные средства, не обладающие полезным потенциалом или способностью обеспечивать экономические выгоды, подлежат переносу на забалансовый учет (п. 8 СГС «Основные средства»).

Как вести учет объектов ОС, не соответствующих критериям их признания в качестве таковых (не обладающих полезным потенциалом и способностью приносить экономические выгоды)?

В соответствии с п. 8 СГС «Основные средства» и п. 3 Письма № 02‑07‑07/84237 материальные ценности, принятые к учету в составе основных средств, в отношении которых комиссией учреждения установлено несоответствие критериям их признания в качестве таковых (в отношении которых в дальнейшем не преду-сматривается получение экономических выгод (извлечение полезного потенциала)), подлежат отражению на забалансовом счете, определенном учреждением в рабочем плане счетов самостоятельно.

Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В то же время отдельные объекты имущества, которые находятся у субъекта учета не для целей их эксплуатации (не приносят полезного потенциала, не обеспечивают получения экономических выгод), но обеспечивают выполнение субъектом учета отдельных функций (являются элементом сдерживания (вооружение) и (или) поддержки основной деятельности), подлежат отражению в составе основных средств.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме № 02‑07‑07/
84237, в целях выявления объектов основных средств, которые в ходе владения (пользования) перестали соответствовать критериям активов, комиссией субъекта учета при проведении инвентаризации определяется статус объекта, характеризующий его состояние (в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т. п.), и целевая функция (эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению)).

Объекты основных средств, по которым комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания). Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится.

Учет материальных ценностей, принятых на хранение, ведется в карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043) в разрезе материально ответственных лиц по видам, сортам, местам хранения (нахождения).

При формировании учетной политики субъекту учета следует предусмотреть методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах, например:

  •  по остаточной стоимости (при наличии);
  •  в условной оценке («один объект - один рубль») - при полной амортизации объекта (при нулевой остаточной стоимости).

Определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года - по мере необходимости.

Какие группы основных средств предусмотрены в СГС «Основные средства»? В чем различия с прежним порядком?

Группы основных средств определены в п. 7 «СГС «Основные средства». Приведем их в таблице в сравнении с прежней группировкой, предусмотренной Инструкцией № 157н (в редакции до 2018 года).

Группы основных средств, предусмотренные СГС «Основные средства», в 2018 году

Номер счета*

Группы основных средств, предусмотренные Инструкцией № 157н, до 2018 года

Жилые помещения

Жилые помещения

Нежилые помещения (здания и сооружения)

Нежилые помещения

Инвестиционная недвижимость

Сооружения

Машины и оборудование

Машины и оборудование

Транспортные средства

Транспортные средства

Инвентарь производственный и хозяйственный

Производственный и хозяйственный инвентарь

Многолетние насаждения

Библиотечный фонд

Основные средства, не включенные в другие группы

Прочие основные средства

* Наименования указанных счетов предусмотрены Инструкцией № 157н (они отличаются от названий групп), номера счетов сопоставлены с группами в соответствии с Инструкцией № 157н, действовавшей до 2018 года, и согласно проекту приказа Минфина о внесении изменений в Инструкцию № 157н.

Как видим, исключена группа «Библиотечный фонд». Объекты сооружений включены в состав группы «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Введены новые группы: «Инвестиционная недвижимость», «Многолетние насаждения».

Инвестиционная недвижимость - объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

В пункте 3 Письма № 02‑07‑07/84237 разъяснено, что в случае, когда материальные ценности, признанные для целей бухгалтерского учета в составе объектов основных средств, изменили исходя из новых условий их использования свое первоначальное назначение (первоначальную целевую функцию), по решению комиссии субъекта учета такие объекты основных средств реклассифицируются в иную группу основных средств или в иную категорию объектов бухгалтерского учета (например, в материальные запасы).

Перевод объекта основных средств в иную группу основных средств либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета в связи с его реклассификацией не должен приводить к изменению его стоимости как в бухгалтерском учете, так и для целей оценки и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом выбытие инвентарного объекта из одной группы основных средств и отражение его в другой группе основных средств в случае реклассификации должно быть отражено в бухгалтерском учете одновременно.

Каков порядок начисления амортизации основных средств?

В силу п. 39 СГС «Основные средства» амортизация на объекты основных средств начисляется в следующем порядке:

1) на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;

2) на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете 21;

3) на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;

4) на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию.

В чем заключаются новые методы амортизации основных средств? Можно ли предусмотреть в учетной политике несколько методов в отношении разных групп объектов?

Методы амортизации основных средств предусмотрены п. 35 СГС «Основные средства». К ним относятся:

1) линейный метод. Данный метод предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;

2) метод уменьшаемого остатка. При использовании этого метода годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;

3) метод начисления амортизации пропорционально объему продукции. Он заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств.

Учреждение вправе самостоятельно выбрать метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Выбор метода начисления амортизации следует зафиксировать в учетной политике. При этом выбранный метод применяется относительно объекта основных средств последовательно от периода к периоду, кроме случаев изменения ожидаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 7 Письма № 02‑07‑
07/84237, учреждение может применять все три метода начисления амортизации для разных групп объектов основных средств, предусмотрев указанный порядок в учетной политике.

Можно ли отдельно начислять амортизацию на структурную часть объекта основных средств?

В силу п. 40 СГС «Основные средства» предусмотрено начисление амортизации на структурную часть объекта основных средств отдельно от амортизации иных частей объекта, составляющих совместно с ним единый объект имущества (единый объект основных средств), независимо от того, что объект имеет один инвентарный номер.

Для целей начисления амортизации бухгалтер согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов распределяет стоимость объекта основных средств, состоящего из таких частей, между его частями.

Срок полезного использования и метод начисления амортизации структурной части объекта основных средств могут совпадать со сроком полезного использования и методом начисления амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект основных средств. В случаях, установленных учетной политикой учреждения, при определении суммы амортизации таких частей они объединяются.

Если амортизация по структурным частям объекта основных средств начисляется отдельно, то по иным частям, составляющим совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект основных средств, амортизация начисляется самостоятельно.

В учетной политике учреждения должен быть предусмотрен порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации структурной части единого объекта основных средств.

В каком порядке ведется групповой учет объектов основных средств, объединенных в один инвентарный объект (комплекс)?

Согласно п. 10 СГС «Основные средства» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), могут в соответствии с принятыми положениями учетной политики объединяться субъектом учета в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств.

Учреждения самостоятельно в рамках своей учетной политики определяют состав такого инвентарного объекта с учетом положений СГС «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В пункте 4 Письма № 02‑07‑07/84237 указано: с целью объединения основных средств в один инвентарный объект (комплекс объектов основных средств) субъект учета вправе в рамках учетной политики определить, что критериями отнесения стоимости объектов основных средств к несущественной стоимости являются критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100 %-й амортизации при вводе в эксплуатацию.

Что нужно предусмотреть в учетной политике в части отражения затрат на замену составных частей объекта ОС?

В силу п. 27 СГС «Основные средства» в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств требует замены отдельных составных частей объекта при условии, что данные части в соответствии с критериями признания объекта основных средств, предусмотренными п. 8 СГС «Основные средства», признаются активом, затраты на такую замену, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения.

При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого были проведены восстановительные (капитальные ремонтные) работы, уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей (при условии наличия документального подтверждения стоимостных оценок по выбываемому объекту).

Учреждению необходимо закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств (например, в отношении групп «Машины и оборудования», «Транспортные средства»).

Согласно п. 28 СГС «Основные средства», когда при проведении регулярных осмотров объектов основных средств на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации (в соответствии с правилами эксплуатации объектов), а также при проведении ремонтов создаются самостоятельные объекты активов (при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 СГС «Основные средства»), затраты на создание таких активов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств (либо увеличением стоимости учитываемого объекта, либо признанием самостоятельных объектов учета). В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива.

Положения указанного пункта также следует закрепить в учетной политике учреждения в отношении учета объектов основных средств, групп основных средств.

К рассматриваемому случаю не относятся затраты на осуществление текущего (капитального) ремонта объектов основных средств, в результате которых не создаются объекты, признаваемые активами. Например, затраты на осуществление ремонта помещения в объеме работ по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ относятся в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемого объекта основного средства (п. 6 Письма № 02‑07‑07/84237).

Изменения в бухучете в 2018 г. затронули деятельность ИП, коммерческих предприятий и учреждений бюджетной сферы. Нововведения появились в правилах ведения бухгалтерского учета, ряд уточнений и новых положений касаются налогового учета. Некоторые отчетные документы обновились – устранен ряд «пробелов» в образцах документов, добавлены новые поля и коды.

Изменения в бухучете с 2018 года

Одно из основных нововведений – повышение МРОТ. С января его величина равна 9489 руб. Значение этого показателя получило привязку к размеру прожиточного минимума, определяемому для категории трудоспособного населения страны. Правило соотнесения МРОТ и прожиточного минимума будет актуально только в случае повышения стоимости жизни. Если прожиточный минимум скорректируется в меньшую сторону, величина МРОТ останется на прежнем уровне.

Повышение МРОТ повлечет изменения в бухучете в части расчетов по оплате труда, листкам нетрудоспособности и детским пособиям. С 2018 года временный порядок индексации детских пособий переходит в статус постоянного – размер этих социальных выплат будет корректироваться на величину инфляции ежегодно с февраля нового отчетного периода.

Изменение стандартов в бухучете

Новые стандарты учета в этом году не появились – их разработка заложена в план приказом от 07.06.2017 г. № 85н. В 2019 году прогнозируется внесение изменений в ПБУ 3/2006 и стандарт 18/02, в 2020 обновиться должны ПБУ 13/2000 и 16/02. Дополнительно на 2019 год заложено в программу внедрение в порядок бухгалтерского учета ПБУ по запасам и НМА. На 2020 г. планом предусмотрено принятие 9 новых стандартов, на 2021 – еще 4 документов.

Изменения в бухучете с 1 января 2018 затронули правила отражения операций, направленных на привлечение ресурсов некредитными финансовыми структурами. Корректировки были закреплены обновленным текстом отраслевого стандарта. Суть изменений сводится к тому, что теперь финансовым организациям некредитного направления деятельности разрешено не включать в базу расчета эффективной ставки по процентам несущественные прочие затраты. Эти расходы могут быть признаны единовременно как составляющий элемент комиссионных трат (Указание Банка России от 14.08.2017 г. под № 4495-У).

Какие изменения в бухучете в 2018 году в отношении применения бухгалтерских стандартов:

  1. МСФО 9 становится обязательным для применения. Сфера действия документа распространяется на финансовые инструменты. Этот стандарт призван заменить МСФО 39.
  2. Для кредитных учреждений обновлен порядок вычисления справедливой стоимости по финансовым инструментам. Опираться в расчетах надо на положения МСФО 13. Обязательно должен учитываться уровень активности по конкретному инструменту на финансовом рынке. Корректировке подвергся алгоритм действий при проведении расчетов по производным видам финансовых инструментов.

Изменения в бухучете бюджетных учреждений (2018)

В бюджетном секторе произошло изменение порядка составления отчетности, в том числе бухгалтерской. Начало года ознаменовалось для бухгалтеров бюджетных предприятий внедрением в учет федеральных бухгалтерских стандартов, распространяющих свое действие только на организации государственного сектора.

Изменения в бухучете с 2018 года – таблица по введенным ФСБУ:

Стандарт

Нормативный документ

Стандарт, раскрывающий основы бухучета и отчетности для учреждений в государственном сегменте

приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н

ФСБУ, посвященный основным средствам

Утвержден приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н

Стандарт учета операций по аренде

приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н

Порядок отражения операций по обесценению активов

Закреплен стандартом из приказа Минфина от 31.12.2016 № 259н.

Регламентация бухгалтерской отчетности

ФСБУ из приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н

Изменения в бухучете бюджетных учреждений затронули и применяемые ими бланки инвентаризационной документации – инвентаризационной описи с формой ведомости расхождений (Приказ Минфина от 17.11.2017 № 194н). Внесены поправки в Инструкции № 162н и № 157н.

Изменения в бухучете 2018, основанные на обновлении Инструкции 162н, затронули такие вопросы:

  1. Приведены бухгалтерские проводки, при помощи которых должно быть показано внутреннее перемещение отдельных активов из числа основных средств в случае их сдачи в аренду или передачи третьим лицам в безвозмездное пользование, при заключении договора доверительного управления или направлении объекта учета в другие места хранения.
  2. Приведен алгоритм действий по обособлению обязательств, подкрепленных исполнительными документами, при условии, что информация об источнике возникновения долга, КБК и сведения о величине обязательств не могут быть идентифицированы.

Какие изменения бухучет получил после обновления Инструкции 157н:

  • отчетность будет признана достоверной, если при ее составлении допущены неточности, которые не влияют на условия субсидирования и принимаемые учредителями решения (например, неверно определен аналитический счет по учету основного средства);
  • введено правило обособленного отражения корреспонденций по устранению ошибок, обнаруженных в прошлых периодах;
  • изменения в бухучете в 2018 г. сказались на названиях счетов 204 32, 206 61 и 206 63;
  • из Плана счетов исключили два счета – 204 51 и 215 51.

В самое ближайшее время, а, точнее, в этом году, всех бухгалтеров ожидает ряд достаточно серьёзных и кардинальных изменений и перемен, связанных с их обычной и традиционной работой. Иными словами, новые стандарты в бухгалтерском учёте в 2018 году является новым планом и мероприятием правительства, направленных на улучшение эффективности деятельности.

Относительно этого года уже можно с большей долей уверенности сказать и заявить о том, что всех бухгалтеров страны ожидает около 10 изменений, поправок и корректировок.

Но обо всём подробнее.

Изменения для бухгалтера.

Что же это за изменения и корректировки, которых все не то что бояться, а довольно насторожено относятся.

  1. Передача социальных взносов в ведение ФНС. Получается, что теперь ФСС будут отвечать лишь за взносы по травматизму, тогда как вся остальная отчётность перейдёт в подчинение ФНС.
  2. Новый срок сдачи доклада согласно страховому взносу. Отмеченный документ придётся подавать 4 раза в год на протяжении 30 дней после месяца, считающегося отчётным.
  3. Изменения в ведомостях по взносам. В будущем аннулируются нынешние формы РСВ-1 и 4-ФСС, а на их месте появится иной вид налоговых обязательств. Какой именно пока точно неизвестно.
  4. Отчётность о стаже работников. Обновлённый вид документа придётся сдавать один раз в год до 1 марта.
  5. Смена кодировки бюджетной классификации касательно страхового взноса. Так как бухгалтерские вклады теперь будут поступать непосредственно в налоговую, начнут действовать совершенно новые КБК.
  6. Обновлённый срок сдачи СЗВ-М. Указанную форму придётся подавать до 15 числа месяца, который следует сразу за отчётным.
  7. Иной стандарт снижения вкладов на травматизм. Если компания не подаст подтверждение всех видов деятельности своих работников, ФСС самостоятельно установит тариф взноса относительно самых рискованных вариантов.
  8. Суточные, размер которых превышает некий лимит обзаведутся налогом. Обычно указанное начисление не имеют подобного взыскания до некого уровня. При поездках по России этот предел равен 700 рублей, тогда как для поездок за границу – 2,5 тыс.
  9. Увеличение штрафов за несвоевременную подачу отчётности в ПФР. В случае игнорирования подачи ведомости в отведённые для этого сроки, начисляется наказание в размере 1 тыс. рублей.
  10. Привязка зарплаты верховных должностей к ведомости обычных сотрудников предприятия. Указанное нововведение в первую очередь касается государственных и муниципальных мероприятий. С 2018 года зарплата всех членов правления обязана соотноситься к оплате труда обычных штатных работников.

Стоит отметить, что уже с начала 2018 года все эти стандарты и положения станут для всех совершенно обязательными. Пока ситуация складывается и обстоит таким образом, что с «местного» учёта придётся убрать лимит основных средств, равен 40 тыс. рублей. В итоге новые стандарты «Основных средств» будут заменены ПБУ 6/01.


Если кто внимательно следить за этой ситуацией, тот подтвердит тот факт, что уже на протяжении целых 5 лет министерство финансов вынашивало и проектировало идею о том, что в бухгалтерской сфере исчезнет лимит. Вместо столь важного для многих уточнения, лучше ввести критерий существенности. Если речь заходит об имуществе, срок использования которого превышает более 12 месяцев, любая организация сама вправе решать, стоит ли его включать к основным средствам или же отказаться от подобной затеи.

Но ещё одна довольно интересная и важная новость, заключающаяся в том, что уже к 2019 году добавится 6 корректировок поправок, среди которых можно будет увидеть «Аренду», «Расходы» и «Доходы».

Но и это ещё не всё, так как поправки и изменения также должны коснуться и затронуть план счётов. Но для чего необходима эта замена и преобразование? Всё достаточно и довольно просто, так как ту систему кодировки строк, которая существует в отчётности, планируется сделать одинаковой, хотя с разными номерами соответствующего документа. В результате работники указанной сферы смогут сформировать баланс автоматически, на основании данных учёта. Например, депозит числится в счёте №55, тогда как в балансе их относят к финансовой отчётности №58.

Разработчики также планируют в ближайшем будущем внедрить новые счета, которых на сегодняшний день просто катастрофически не хватает. К примеру, в сфере инвестиционной недвижимости. На сегодняшний день проект обновлённого плана находиться в стадии разработки и будет внедрён в действие лишь со 2018 года. Сами предприниматели смогут на него перейти лишь с 2020.

Это, пожалуй, основные моменты, связанные непосредственно с вопросом изменений и корректировок, которых следует ожидать уже в этом году. А вот, насколько они продемонстрируют свою эффективность, покажет время.