Создание ОП (обособленное подразделение) – это добровольное право всех российских компаний (стат. 55 ГК). При этом в случае получения доходов рассчитывается налог на прибыль обособленного подразделения. В каком порядке начисляются такие суммы, как уплачиваются в федеральный бюджет и региональный? Все подробности – в нашей статье.

Если у фирмы имеются зарегистрированные в общеустановленном порядке ОП, необходимо соблюдать специальный нормативный порядок исчисления и уплаты в пользу государства сумм налога с прибыли. Распределение налога на прибыль между обособленными подразделениями выполняется с учетом требований п. 1 стат. 288 НК. Здесь определено, что та часть налога, которая направляется в бюджет федеральный (3 %), уплачивается централизовано по адресу фирмы-«головы». А та часть, что начисляется в бюджет региональный (17 %), подлежит распределению между головной компанией и ее ОП (п. 2 стат. 288).

Указанные ставки налога на 2017-2020 гг. утверждены в п. 1 стат. 284 НК. Следовательно, чтобы правильно заплатить суммы в региональный бюджет, предварительно необходимо выяснить, какая часть налога приходится на головную организацию, а какая – на ОП. Если у предприятия зарегистрировано не одно подразделение, а несколько, и размещены они территориально в одном субъекте, что делать? В этой ситуации налогоплательщик вправе выбрать одно ОП, через которое и будет уплачиваться налог. Это же правило распространяется и на фирму-«голову».

Расчет налога на прибыль обособленного подразделения 2018

Как же осуществить расчет налога на прибыль по обособленным подразделениям? Для корректности данных следует руководствоваться нормами п. 2 стат. 288, где определено, что авансы и сам налог начисляются на основании специальных правил. В первую очередь, определяется доля налога на прибыль по обособленному подразделению. А чтобы узнать этот показатель, налогоплательщику понадобится вычислить:

  • Трудовой показатель – среднеарифметическое значение удельного веса по численности (среднесписочной) либо расходам по оплате труда персонала отдельного ОП в аналогичном показателе по всему предприятию в целом.
  • Имущественный показатель – удельный вес ОС (стоимость остаточная) амортизируемых активов отдельного ОП в аналогичном показателе по компании в целом.

Как понятно из норм п. 2 стат. 288, предприятие может самостоятельно выбрать наиболее подходящий вариант расчета трудового показателя – по численности или ФОТ. Способ закрепляется в учетной политике и является обязательным к применению в течение всего налогового периода. Имущественный показатель определяется на основании налоговых данных ОС (п. 1 стат. 257). При начислении амортизационных сумм по нелинейной методике допускается использование данных бухучета компании.

При этом распределение имущества по ОП производится с учетом того, где фактически эксплуатируются объекты, независимо от факта постановки на баланс. Если же соответствующих основных средств в компании нет, прибыль определяется только по трудовому показателю. Все данные рассчитываются нарастающим способом.

Налог на прибыль по обособленному подразделению – пример расчета

Предположим, что у фирмы (с численностью общей в 35 чел.) имеется одно ОП с численностью в 10 чел. Численность головного офиса равна 25 чел. За 1 кв. получена общая прибыль в 750000 руб. Основных средств по стоимости остаточной у предприятия – на 1200000 руб.: на балансе «головы» состоят ОС на 800000 руб., ОП – 400000 руб. Трудовой показатель вычисляется по численности штата. Определим долю налога с прибыли по «голове» и ОП:

  • Значение удельного веса численности ОП – 10 / 35 х 100 % = 28,57 %.
  • Значение удельного веса численности «головы» – 25 / 35 х 100 % = 71,43 %.
  • Доля имущества в ОС по ОП – 400000 / 1200000 х 100 % = 33,33 %.
  • Доля имущества в ОС по «голове» – 800000/1200000 х 100 % = 66,67 %.
  • Доля уплаты налога в бюджет регионов по ОП – (28,57 % + 33,33 %) / 2 = 30,95 %.
  • Доля уплаты налога в бюджет регионов по «голове» – (71,43 % + 66,67%) / 2 = 69,05 %.
  • Сумма региональной части налога по ОП – 750000 х 17 % х 30,95 % = 39461 руб.
  • Сумма региональной части налога по «голове» – 750000 х 17 % х 69,05 % = 88039 руб.

Как платится налог на прибыль по обособленному подразделению

Исходя из нормативных требований п. 2 стат. 288 НК, уплачивать налог в бюджет субъектов нужно отдельно по ОП и фирме-«голове». Налоговики разрешают платить суммы централизовано, то есть одной платежкой, если и подразделение, и головная фирма расположены территориально в одной местности и подведомственны одной ИФНС. Это же правило верно в случае, когда у компании имеется несколько ОП, расположенных также в одной территории.

Для того, чтобы законно перечислять суммы налога по реквизитам налоговой одного ответственного ОП, налогоплательщик обязан письменно уведомить ИФНС не позднее 31-го декабря перед будущим налоговым периодом. При этом выполнять распределение сумм по ОП не требуется. Но такой порядок должен оставаться неизменным. Если же создается новое подразделение, уведомление подается в 10-дневный период по окончании квартала, в котором зарегистрировано ОП. Формы уведомлений приведены ФНС в Приложении № 3 Письма № ШС-6-3/986 от 30.12.08 г.

Как подается декларация по налогу на прибыль обособленного подразделения

Согласно п. 3 стат. 288 НК юрлицами суммы авансов и налога с прибыли, включая приходящиеся на ОП, начисляются самостоятельно. Все данные о налоге подаются путем предоставления налоговой декларации. Куда именно предоставляются сведения? В соответствии с п. 1 стат. 289 контрольный орган подачи – ИФНС по адресу учета головной компании, а при наличии ОП – по адресу таких подразделений. Исключением являются ОП налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, и ОП, расположенные за пределами нашей страны (абз. 3 п. 1 стат. 289, п. 4 стат. 311).

Обратите внимание! Когда предприятием применяется централизованный способ перечисления налога, допускается подача одной декларации по группе таких ОП. Контрольный орган – ИФНС по адресу ответственного за перечисление сумм подразделения или фирмы-«головы». В состав декларации по ОП обязательно включается Приложение 5 л. 02 с данными по подразделению (бланк в Приказе № ММВ-7-3/572@ от 19.10.16 г.).

Закрытие обособленного подразделения – налог на прибыль

Если закрыли обособленное подразделение, налог на прибыль перечисляется в общие сроки. О том, что у предприятия произошла ликвидация ОП, следует уведомить ИФНС о выборе нового ответственного за уплату сумм лица. Документ направляется в налоговые органы в 10-дневный период от даты закрытия ОП. А что делать с отчетностью?

На закрытое обособленное подразделение по налогу на прибыль декларация подаваться уже не будет. Ведь ОП фактически снято с учета. Все данные необходимо предоставлять по месту учета фирмы-«головы». А при наличии в том же регионе других подразделений, по адресу ответственного за уплату сумм лица.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Абсолютно все российские юридические лица не лишены возможности открывать обособленные подразделения, которыми могут быть филиалы, представительства и иные подразделения, например, стационарные рабочие места. Порядок организации их деятельности, как и самой деятельности, равно как их цели и задачи, описан в законодательных актах России. Некоторые обособленные подразделения могут заниматься предпринимательской деятельностью, у них может появиться прибыль. Как следствие, появится обязанность уплатить по обособленным подразделениям налог на прибыль.

Общие положения об обособленных подразделениях

Отечественное гражданское законодательство прямо предусматривает в качестве субъектов предпринимательской деятельности организации, которые принимают участие в предпринимательской деятельности или создаются для достижения конкретных целей (ст. 48 ГК РФ).

Все отечественные юридические лица могут по своему усмотрению в добровольном порядке создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Такие создаваемые обособленные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности юридических лиц.

При принятии решения о создании структурных подразделений, отвечающих признаку обособленности, надо принимать во внимание, что адрес такого подразделения не может совпадать с адресом основной организации. Также такие структурные подразделения должны иметь стационарные рабочие места, т. е. рабочие места, срок существования которых превышает календарный месяц (ст. 11 НК РФ). Такими подразделениями являются филиал, представительство или стационарное рабочее место (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Информация о каждом конкретном подразделении (за исключением стационарных рабочих мест) обязательно содержится в едином государственном реестре юридических лиц. Организация, их создающая, обязана представить налоговикам заполненные заявления по утвержденным формам № 13001 , № Р13002 или № Р14001 .

Устанавливая общие понятия, а также функции и цели создания обособленных подразделений, отечественное гражданское законодательство не регулирует вопрос распределения налога на прибыль между обособленными подразделениями.

Однако, как следует из ст. 55 ГК РФ , обособленное структурное подразделение может осуществлять все или только часть функций организации, его создавшей, а также участвовать в деятельности, приносящей доход, а потому подпадающей под обложение налогом на прибыль.

Как следствие, перед руководством основной организации, создавшей соответствующее структурное подразделение, может возникнуть вопрос о правильности уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями.

Налог на прибыль у обособленных подразделений

Порядок расчета и уплаты налога на прибыль компаниями, в состав которых входят структурные обособленные подразделения, отдельно описан и регламентирован положениями отечественного налогового законодательства.

Пунктом 1 статьи 288 Налогового кодекса России прямо предусмотрено, что распределение налога на прибыль по обособленным подразделениям при уплате основной организацией указанного налога не производится. Данное правило применяется только при уплате налога в федеральный бюджет.

В этом случае субъектами, обязанными платить налог на прибыль, выступают основные организации, а не каждое структурное подразделение в отдельности. И авансовые платежи по налогу, и сам налог подлежат уплате по адресу головной компании.

Необходимо подчеркнуть, что важное правило указано в пункте 2 поименованной статьи НК РФ, по которому расчет налога на прибыль по структурному подразделению, в случае если налог платится в пользу субъекта федерации, осуществляется с учетом доли прибыли каждой обособленной структуры. Уплата производится как в бюджет по адресу головной компании, так и в бюджет по адресу каждого структурного подразделения.

Такую долю надо определять как среднее арифметическое значение удельного веса среднесписочной численности подразделения (расходов на оплату труда) в среднесписочной численности по компании (расходов на оплату труда), а также удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества структурного подразделения в остаточной стоимости имущества основной компании. Во внимание принимаются все имеющиеся подразделения.

Надо отметить, что если на территории одного и того же субъекта России находятся сразу несколько обособленных подразделений организации, то распределять налог по таким подразделениям нет необходимости. В этом случае в расчет берется совокупная доля прибыли всех обособленных структурных подразделений основной организации.

Правилами отечественного фискального нормотворчества (п. 2 ст. 288 НК РФ) определено, что названные выше показатели устанавливаются исходя из фактических показателей. Основная организация самостоятельно разрешает вопрос о том, какой показатель следует применять. Избранный показатель используется в течение всего соответствующего налогового периода.

Для предприятий, имеющих сезонный цикл работ, предусмотрены исключения при определении удельного веса расходов на оплату труда. Такой вес можно и допустимо определять сообразно предписаниям ст. 255 НК РФ , но только предварительно согласовав с налоговиками.

Отчетность по налогу на прибыль обособленных подразделений

Пунктом 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ предусмотрено правило, согласно которому организация самостоятельно рассчитывает суммы налога на прибыль по каждому своему структурному подразделению.

Указанная сумма отражается в налоговой декларации. При этом обязанность составления декларации по налогу на прибыль обособленного подразделения положения статьи 288 Налогового кодекса РФ возлагают на основную компанию.

Более того, п. 3 ст. 289 НК РФ предусматривает лишь обязанность основной организации заполнять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу на прибыль.

Поименованная декларация подлежит представлению в срок, не превышающий 28 дней с момента завершения соответствующего налогового периода. В данном случае имеются в виду календарные дни.

Налоговая декларация подается налоговикам по месту нахождения основной организации, а также налоговикам по адресу каждого отдельного структурного подразделения, обособленного от основного предприятия. Основная организация подает декларацию по месту своего налогового учета по компании в целом и с обязательным распределением по подразделениям.

Также следует отметить, что из пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса России прямо следует, что в случае если в одном субъекте Федерации одновременно находятся и действуют несколько структурных подразделений одной и той же основной организации, то основная организация выбирает одну структуру, через которую происходит выплата налога в бюджет региона.

Письмом ФНС РФ от 30.12.2008 № ШС-6-3/986 рекомендована к применению форма уведомления 2 по налогу на прибыль. Поименованная форма подлежит передаче налоговикам по адресу структурных подразделений не позже последнего числа календарного года, который предшествует назначению ответственного обособленного подразделения.

Абсолютно все российские юридические лица имеют возможность и наделены правом на открытие своих обособленных подразделений. Порядок организации их деятельности детально описан в отечественных законодательных актах. Некоторые обособленные подразделения могут заниматься предпринимательской деятельностью, у них могут появиться прибыль и соответствующие налоговые обязательства. Ключевым фактором для определения налогового бремени обособленного подразделения является расчет доли прибыли по обособленному подразделению. Пример такого расчета мы приведем в данной статье.

Общие положения об обособленных подразделениях

Российские нормативные акты в качестве одного из субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности называют организации, являющиеся юридическими лицами (ст. 48 ГК РФ).

Все субъекты отечественных предпринимательских отношений наделены некоторыми правами, в том числе правом на открытие обособленных подразделений (ст. 55 ГК РФ). Такие создаваемые обособленные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности юридических лиц.

Помимо того, что обособленные подразделения не являются самостоятельными организациями, они не могут находиться по одному и тому же адресу с основной организацией и с иными структурными подразделениями такой организации. Такие структурные подразделения должны иметь стационарные рабочие места, т. е. рабочие места, срок существования которых превышает календарный месяц (ст. 11 НК РФ). Подразделениями компании могут быть филиалы, представительства или стационарные рабочие места (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Информация о каждом конкретном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, обязательно содержится в едином государственном реестре юридических лиц. Организация, их создающая, обязана представить налоговикам заполненные заявления по утвержденным формам № Р13001 , № Р13002 или № Р14001 .

Положениями ГК РФ определяется право обособленного структурного подразделения осуществлять все или только часть функций организации, его создавшей, а также участвовать в деятельности, приносящей доход, а потому подпадающей под обложение налогом на прибыль.

Устанавливая общие понятия, а также функции и цели создания обособленных подразделений, отечественное гражданское законодательство не содержит ответа на вопрос, как рассчитать долю прибыли обособленного подразделения.

Расчет доли прибыли

Порядок расчета и уплаты налога на прибыль компаниями, в состав которых входят структурные обособленные подразделения, отдельно описан и регламентирован положениями отечественного налогового законодательства.

Положения Налогового кодекса РФ в зависимости от бюджета, в который должен быть уплачен налог, содержат разный порядок расчета и уплаты налога на прибыль.

Так, если налог платится в бюджет Федерации, то уплата производится по адресу основной компании и распределение сумм налога по подразделениям не осуществляется (п. 1 ст. 288 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 288 НК РФ предусмотрено правило, согласно которому расчет налога на прибыль по структурному подразделению, в случае если налог платится в пользу субъекта Федерации, осуществляется с учетом доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения. Указанная доля прибыли рассчитывается по каждому подразделению. Уплата производится в бюджет субъекта как по адресу головной компании, так и по адресу каждого структурного подразделения.

Такую долю следует определять как среднее арифметическое значение удельного веса среднесписочной численности подразделения (расходов на оплату труда) в среднесписочной численности по компании (расходов на оплату труда), а также удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества структурного подразделения в остаточной стоимости имущества основной компании. Во внимание принимаются все имеющиеся подразделения.

Если на территории одного и того же субъекта России находятся сразу несколько обособленных подразделений организации, то распределять налог по таким подразделениям нет необходимости. В этом случае в расчет берется совокупная доля прибыли всех обособленных структурных подразделений основной организации, а уплату налога осуществляет ответственное подразделение, о назначении которого надо уведомить налоговиков до конца года, предшествующего году назначения ответственного подразделения, путем направления налоговикам уведомления № 2 (форма которого рекомендована Письмом ФНС РФ от 30.12.2008 № ШС-6-3/986).

Правилами отечественного фискального нормотворчества (п. 2 ст. 288 НК РФ) определено, что названные выше показатели устанавливаются исходя из фактических показателей. Основная организация самостоятельно разрешает вопрос о том, какой показатель следует применять при расчете доли обособленного подразделения. Избранный показатель используется в течение всего соответствующего налогового периода.

Однако фискальное законодательство России не содержит примера расчета указанной доли прибыли.

Ниже мы попробуем самостоятельно разобраться в порядке, способах и особенностях расчета доли прибыли структурного подразделения с учетом положений фискального законодательства России.

Пример расчета доли прибыли обособленного подразделения

Перед началом расчета доли прибыли обособленного подразделения нужно определить, какой именно показатель использовать в расчетах.

Если в качестве такого показателя принята среднесписочная численность, то для расчета доли прибыли структурного подразделения необходимо вычислить удельный вес среднесписочной численности.

УВОП = СРОП / СРОР, где:

УВОП - удельный вес среднесписочной численности структурного подразделения;

СРОП - среднесписочная численность сотрудников соответствующего подразделения за соответствующий период;

СРОР - среднесписочная численность сотрудников компании в целом за соответствующий период.

Если же таким показателем избраны расходы на оплату труда, то для расчета доли прибыли подразделения надо определить удельный вес таких расходов для соответствующего подразделения.

УВРТ = РТОП / РТК, где:

УВРТ - удельный вес расходов на оплату труда структурного подразделения;

РТОП - расходы на оплату труда подразделения. Показатель следует взять согласно данным налогового учета;

РТК - расходы на оплату труда всей компании. Показатель следует взять согласно данным налогового учета.

Важно помнить, что для окончательного расчета доли прибыли подразделения надо выбрать только один из двух вышеуказанных показателей.

Вторым показателем, который необходим для расчета доли прибыли подразделения, является удельный вес остаточной стоимости имущества.

Расчет такого показателя выглядит следующим образом:

УВОС = СОСОП / СОСОР, где:

УВОС - удельный вес остаточной стоимости;

СОСОП - средняя остаточная стоимость имущества обособленного подразделения;

СОСОР - средняя остаточная стоимость имущества основной организации.

При расчете показателей СОСОП и СОСОР необходимо принимать во внимание ст. 376 НК РФ , Письмо ФНС РФ от 02.10.2009 № 3-2-10/24@ , Письмо Минфина России от 10.04.2013 № 03-03-06/1/11824 . При этом данные, необходимые для расчета показателей стоимости имущества, надо получать из налогового учета.

Расчет доли прибыли обособленного подразделения выглядит следующим образом:

ДПОП = (УВОП или УВРТ + УВОС) / 2, где:

ДПОП - доля прибыли обособленного подразделения;

УВОП или УВРТ - удельный вес среднесписочной численности структурного подразделения или удельный вес расходов на оплату труда структурного подразделения;

УВОС — удельный вес остаточной стоимости.

Пример расчета доли прибыли обособленного подразделения может выглядеть так.

Рассчитываем УВОП:

СРОП за I квартал 2016 года = (4 + 4 + 4) / 3 = 4.
СРОР за I квартал 2016 года = (15 + 18 + 18) / 3 = 17.
УВОП = 4 / 17 = 0,24.

Рассчитываем УВОС:

На 01.01.2016 остаточная стоимость подразделения = 100000 р., в целом по компании = 300000 р.

На 01.02.2016 остаточная стоимость подразделения = 105000 р., в целом по компании = 290000 р.

На 01.03.2016 остаточная стоимость подразделения = 95000 р., в целом по компании = 310000 р.

На 01.04.2016 остаточная стоимость подразделения = 100000 р., в целом по компании = 300000 р.

СОСОП за I квартал 2016 года = (100000 + 105000 + 95000 + 100 000) / 4 = 100000 рублей.

СОСОР I квартал 2016 года = (300000 + 290000 + 310000 + 300000) / 4 = 300000 рублей.

УВОС = 100 000 / 300000 = 0,33.

Рассчитываем долю прибыли обособленного подразделения:

ДПОП = (0,24 + 0,33) / 2= 0,29.

Доля прибыли обособленного подразделения составляет 0,29, или 29%.

Общее правило гласит, что налог на прибыль по обособленным подразделениям в 2018 году платят в зависимости от того, как эти подразделения расположены территориально. Рассмотрим, каким образом происходит распределение налога на прибыль между обособленными подразделениями и его перечисление в казну.

Общий порядок расчета налога на прибыль по обособленным подразделениям

Если плательщик ведет деятельность через обособленные подразделения (далее – ОП), налог на прибыль нужно рассчитывать с учетом положений статьи 288 НК РФ.

Долю налога, идущую в общефедеральный бюджет, в любом случае перечисляют по месту нахождения головного предприятия (далее – ГП). Наличие или отсутствие ОП не влияет на «федеральный» налог на прибыль.

Что касается налога на прибыль обособленного подразделения, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, то его определяют исходя из налоговой базы каждого ОП. Этот показатель рассчитывают, как долю ОП в прибыли всей компании.

Для распределения налога на прибыль по обособленным подразделениям используют следующие показатели:

  1. Среднесписочная численность сотрудников/расходы на оплату труда.
  2. Остаточная стоимость основных средств.

Вариант «трудового» показателя – численность или ФОТ – налогоплательщик выбирает сам и фиксирует в учетной политике. Выбранный вариант не должен изменяться в течение налогового периода (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Для каждого ОП определяют среднее арифметическое удельного веса этих двух показателей за налоговый (расчетный) период по сравнению с компанией в целом. Этот коэффициент и будет служить для определения доли регионального налога на прибыль, подлежащего уплате данным ОП.

Если предприятие имеет ОП, расположенные за границей, и они уплачивают там налоги, то для устранения двойного налогообложения при расчете налога на прибыль обособленного подразделения следует учитывать положения ст. 311 НК РФ.

Особенности учета показателей для распределения налоговой базы

Среднесписочную численность работников следует определять в соответствии с правилами статистического учета. Это приказ Росстата от 26.10.2017 № 772.

Сумму затрат на оплату труда определяют по правилам налогового учета, то есть на основании ст. 255 НК РФ. Этот вариант целесообразно выбирать компаниям с сезонным циклом работы.

Остаточную стоимость основных средств в общем случае определяют по данным налогового учета. Организации, использующие нелинейный метод начисления амортизации, имеют право пользоваться для ее расчета данными бухгалтерского учета (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Теперь покажем пример расчета налога на прибыль по обособленному подразделению.

ООО «Альфа», расположенное в г. Санкт-Петербург, имеет обособленное подразделение в Новгородской области. Предприятие выбрало среднесписочную численность в качестве «трудовой» составляющей базы распределения налога на прибыль.

Прибыль по компании в целом за 1 квартал 2018 г. составила 1 млн 500 тыс. руб. Среднесписочная численность за период: по компании – 280 человек, в т. ч. по филиалу – 56 человек. Остаточная стоимость основных средств: всего – 5 млн 300 тыс. руб., в т. ч. по филиалу – 530 тыс. руб.

Определим прибыль, приходящуюся на филиал. Ее удельный вес составит:

К = (56 / 280 + 530 / 5300) / 2 = (20% + 10%)/2 = 15%

Прибыль филиала будет равна:

П ф = 1500 × 15% = 225 тыс. руб.

Налог на прибыль будет уплачен в следующем порядке:

  • в федеральный бюджет: 1500 × 3% = 45 тыс. руб.;
  • в бюджет г. Санкт-Петербург: (1500 – 225) × 17% = 216,75 тыс. руб.;
  • в бюджет Новгородской области: 225 × 17% = 28,25 тыс. руб.

Если у компании несколько подразделений в одном регионе

Если предприятие имеет несколько ОП на территории одного субъекта РФ, то оно может не распределять налоговую базу между ними (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ). Долю в налоговой базе компании при этом определяют по всей совокупности ОП, расположенных в одном регионе. Налогоплательщик самостоятельно выбирает то ОП, через которое будет уплачиваться налог. Можно использовать и стандартную схему, когда долю налога на прибыль по обособленному подразделению определяют отдельно для каждого из них.

Также платить весь «региональный» налог можно и через ГП, если оно находится в том же субъекте РФ. Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике и сообщить о нем налоговикам не позднее 31 декабря года, предшествующего периоду уплаты. В случае изменений регламента уплаты из-за создания новых или ликвидации существующих ОП, организация должна сообщить об этом налоговикам в течение 10 дней по окончании отчетного периода.

Особенности уплаты налога при закрытии подразделения

Учтите, что налог на прибыль при закрытии обособленного подразделения зависит от того, выступало ли оно плательщиком налога или было одним из нескольких ОП на территории региона, налог за которые платился через другой филиал.

Так, если ОП было плательщиком налога, в этом случае следует подать уточненные декларации по налогу на прибыль обособленного подразделения и ГП за период, предшествующий периоду закрытия. В отчете нужно исключить авансовые платежи по тем срокам уплаты, когда подразделение уже не будет работать. Поскольку общая сумма авансовых платежей по предприятию не должна измениться, их следует добавить к авансам ГП (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-03-06/1/82).

В периодах после закрытия подразделения распределение налоговой базы производят без учета базы по закрытому филиалу. Если же до конца налогового периода налоговая база снизилась (или вообще был получен убыток), то может получиться переплата по авансовым платежам в региональный бюджет по месту нахождения закрытого ОП. Сумму переплаты в данном случае можно зачесть или вернуть на общих основаниях в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Если же закрыли обособленное подразделение, налог на прибыль по которому отдельно не уплачивался, то уточненную декларацию подавать не нужно, налог продолжает платить ответственное ОП региона. В следующих отчетных периодах показатели закрытого ОП также не учитывают при распределении базы по прибыли.

В дальнейшем до конца налогового периода декларации по налогу на прибыль закрытого обособленного подразделения представляют по месту регистрации головной компании (п. 2.7 Приложения № 2 к приказу ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572).

Вывод

Таким образом, расчет налога на прибыль обособленного подразделения в 2018 году производят на основании распределения прибыли всей компании между ее частями. Базой для распределения служат показатели численности (фонда оплаты труда) и остаточной стоимости основных средств.

Прежде всего напомним, в каких случаях у организации возникает согласно требованиям Налогового кодекса. В силу ст. 11 НК РФ обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Причем признание подразделения обособленным не зависит от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, либо от полномочий, которыми оно наделено.
В свою очередь, для того чтобы разобраться, что такое рабочее место, обратимся к трудовому законодательству. Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Исходя из данных определений ведение организацией деятельности более месяца по адресу, отличному от адреса места нахождения, который указан в учредительных документах организации, рассматривается налоговыми органами как деятельность через обособленное подразделение (Письмо УФНС по г. Москве от 19.03.2012 N 17-26/23423).
Столичные налоговики при этом уточняют, что в случае, если обособленное подразделение применяет контрольно-кассовую технику, регистрировать ее следует в налоговом органе именно по месту нахождения данного подразделения.

Более того, по мнению специалистов финансового ведомства, изложенному в Письмах от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20, от 05.08.2011 N 03-02-07/1-279, для признания факта наличия у организации обособленного подразделения и, следовательно, для постановки юридического лица на учет по месту нахождения этого подразделения не имеет никакого значения срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте. Например, если организация арендует помещение (не по месту ее нахождения) только для хранения какой-либо продукции и ни один работник не находится в данном помещении постоянно (оно в основном закрыто, открывают его работники, чья деятельность носит разъездной характер, только по мере необходимости для завоза или вывоза хранящейся продукции), это помещение все равно нужно считать обособленным подразделением и ставить его на учет в местной налоговой инспекции.

Если предприятие общественного питания открывает новые точки (новые кафе, рестораны, столовые и т.д.), однозначно создается обособленное подразделение, поскольку маловероятно, что они просуществуют меньше одного месяца. Понятие "территориальная обособленность" в ст. 11 НК РФ не уточняется, и фактически получается, что даже если новая точка открыта на той же улице или в соседнем здании с основным местом осуществления деятельности организации, она все равно подпадает под определение обособленного подразделения для целей налогообложения.

Правила исчисления налога на прибыль при наличии обособленных подразделений

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, регламентируются ст. 288 НК РФ. Рассмотрим ее требования подробнее.

В федеральный бюджет платим только по основному месту

Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ и налога на прибыль по итогам года в части, перечисляемой в федеральный бюджет, производится в полном объеме по месту нахождения организации, без распределения этих сумм по обособленным подразделениям. Напомним, платежи в федеральный бюджет составляют незначительную часть налога - они исчисляются по ставке 2% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Остальное распределяем

Основная часть платежей налога на прибыль уплачивается в бюджеты субъектов РФ по налоговой ставке в размере 18% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Региональные власти имеют право понизить эту ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но в любом случае она не может быть меньше 13,5%.

Эти суммы должны распределяться по всем местам осуществления деятельности, то есть уплачиваться как по месту нахождения организации, так и по местам нахождения каждого из ее обособленных подразделений, в определенных долях (п. 2 ст. 288 НК РФ). Причем рассчитывать суммы авансовых платежей и суммы налога, подлежащих уплате в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, нужно по тем ставкам, которые действуют на соответствующих территориях (где расположены сама организация и ее обособленные подразделения). А это значит, что распределению подлежит не уплачиваемая сумма налога на прибыль (авансовых платежей), а сумма налогооблагаемой прибыли.

Иными словами, надо взять общую величину налогооблагаемой прибыли за соответствующий период, произвести ее распределение между головной организацией и всеми обособленными подразделениями и уже потом применять соответствующие региональные ставки налога на прибыль, действующие в субъектах РФ, к каждой из рассчитанных сумм распределенной прибыли. При этом не важно, сколько прибыли реально принесло каждое из обособленных подразделений. Ни о каком раздельном учете доходов и расходов в разрезе подразделений (для точного определения налоговой базы) речи не идет. Берется общая сумма налога на прибыль в целом по организации (вместе со всеми подразделениями) и производится ее распределение расчетным путем исходя из установленных ст. 288 НК РФ показателей. Это подчеркивалось в Письме Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640, где специалисты ведомства объяснили, что организация обязана исчислить и уплатить сумму налога (авансовых платежей), подлежащего зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, исходя из доли налогооблагаемой прибыли, приходящейся на это подразделение, независимо от того, имеет или не имеет соответствующее подразделение доходы и расходы, формирующие налоговую базу.

Все расчеты налогоплательщик осуществляет самостоятельно. При этом сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик должен сообщить своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период (п. 3 ст. 288 НК РФ). В те же сроки налогоплательщик обязан уплатить суммы авансовых платежей и суммы налога по итогам налогового периода (п. 4 ст. 288 НК РФ).

В данных нормах не уточняется, кто именно должен произвести перечисление: бухгалтер головной организации или бухгалтер каждого подразделения. Поскольку этот вопрос не урегулирован, автор считает, что возможны оба варианта. Если у подразделения есть свой расчетный счет, уплату "своей" части авансового платежа (налога) может произвести само подразделение. При этом вполне допустимо, чтобы все необходимые перечисления произвела самостоятельно и головная организация. В этом случае бухгалтер головной организации заполняет все платежные поручения на перечисление каждой части авансового платежа (налога) в соответствующие региональные и местные бюджеты (с указанием тех КПП, которые присвоены при постановке на учет по соответствующим местам нахождения подразделений) (Письмо ФНС России от 30.05.2007 N ММ-8-02/465@). Если же у подразделения нет собственного расчетного счета, уплату налога по месту его нахождения в любом случае будет производить головная организация.

Общая процедура расчета сумм, подлежащих уплате в бюджеты субъектов РФ

Рассчитывать долю прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, п. 2 ст. 288 НК РФ предписывает как среднюю арифметическую величину удельного веса:

  • среднесписочной численности работников либо расходов на оплату труда данного обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников или в расходах на оплату труда, определенных в целом по налогоплательщику. Налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться, и этот выбор, отраженный в учетной политике, остается неизменным в течение налогового периода;
  • остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в целом по налогоплательщику в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (а если амортизация начисляется нелинейным методом, определять остаточную стоимость разрешается по данным бухгалтерского учета).

Удельный вес определяется исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организации и ее обособленных подразделений за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Пример 1. ООО "Смак", находящееся в субъекте РФ N 1, имеет три обособленных подразделения (кафе): два на территории субъекта РФ N 2 (N N 1-2, 2-2) (с региональной ставкой налога на прибыль 18%), одно (N 1-3) на территории субъекта РФ N 3 (ставка - 14%).

Составляя декларацию за 9 месяцев 2012 г., бухгалтер ООО "Смак" производит распределение налогооблагаемой прибыли на основании следующих данных:

  • общая величина налогооблагаемой прибыли за 9 месяцев по организации в целом составляет 6 млн руб. (соответственно, сумма налога, исчисленная к уплате в федеральный бюджет (по ставке 2%), - 120 000 руб.);
  • деятельность подразделения N 1-3 является убыточной (убыток составляет 500 тыс. руб.);
  • согласно учетной политике общества для расчета удельного веса используется показатель среднесписочной численности работников. Результаты расчета среднесписочной численности работников за 9 месяцев и остаточной стоимости основных средств представлены в таблице:

Подразделение

Среднесписочная
численность
работников,
чел.

Остаточная
стоимость
основных
средств,
тыс. руб.

Головная организация (без обособленных
подразделений)

(все
основные средства арендованы)

Примечание. Отметим, что факт убыточности деятельности подразделения N 3 не имеет никакого значения для определения части налогооблагаемой прибыли и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта РФ. Поэтому информацию о размере убытка можно игнорировать, а распределению подлежат "исходные" 6 млн руб.

Расчеты, выполненные бухгалтером ООО "Смак", будут следующими:

Подразделение

Удельный вес

Доля прибыли,
приходящаяся
на
подразделение

Итоговая сумма за
9 месяцев 2012 г.,
руб.

численности
работников

стоимости
основных
средств

налоговой
базы

налога на
прибыль
(авансового
платежа) в
бюджет
субъекта РФ

Головная
организация
(без
обособленных
подразделений)

Обособленное
подразделение
N 1-2

Обособленное
подразделение
N 2-2

Обособленное
подразделение
N 1-3

Поясним порядок расчетов на примере обособленного подразделения N 1-2:

  • удельный вес среднесписочной численности работников будет равен 0,1639 (20 чел. / 122 чел.);
  • удельный вес остаточной стоимости основных средств - 0,1304 (1800 тыс. руб. / 13 800 тыс. руб.);
  • доля прибыли, приходящейся на данное подразделение (средняя арифметическая), - 0,14715 ((0,1639 + 0,1304) / 2);
  • величина налоговой базы, приходящейся на данное подразделение, - 882 900 руб. (6 000 000 руб. x 0,14715);
  • сумма налога на прибыль за 9 месяцев, подлежащая исчислению к уплате в бюджет субъекта РФ N 2 (по ставке 18%), - 158 922 руб. (882 900 руб. x 18%).

Остальные расчеты производятся аналогичным образом, с той лишь разницей, что в субъекте РФ N 3 региональная ставка налога на прибыль составляет не 18, а 14%.

Как видим, рассчитать среднюю арифметическую величину и определить удельный вес показателей несложно, главное - правильно подсчитать исходные показатели: среднесписочную численность (или расходы на оплату труда) и остаточную стоимость основных средств.

Среднесписочная численность работников . При ее вычислении нужно руководствоваться Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения (Утверждены Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435), в частности по заполнению формы П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников". Отметим наиболее важные моменты:

  • среднесписочная численность рассчитывается на основании списочной численности, в которую включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации;
  • учитывать нужно не только фактически работающих, но и отсутствующих на работе по каким-либо причинам. В частности, в списочную численность целыми единицами включаются: фактически явившиеся на работу (включая тех, кто не работал по причине простоя); находившиеся в служебных командировках; не явившиеся на работу по причине болезни; направленные с отрывом от работы для повышения квалификации и др. Некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность (например, находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком);
  • лица, принятые на работу на условиях неполного рабочего времени (к примеру, на полставки), в списочной численности учитываются как целые единицы, однако при расчете среднесписочной численности отражаются пропорционально отработанному времени;
  • работники, которым в соответствии с законодательством РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (например, работники в возрасте до 18 лет, инвалиды), считаются как целые единицы;
  • среднесписочная численность за месяц рассчитывается путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни (за эти дни численность определяется исходя из численности работников за предшествующий рабочий день), и деления полученного результата на число календарных дней месяца;
  • за квартал этот показатель определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три. Аналогичным образом осуществляется расчет за период с начала года по отчетный месяц включительно (суммируется и делится на соответствующее число месяцев) и за год (суммируется и делится на 12).

Расходы на оплату труда . Они определятся в порядке, установленном ст. 255 НК РФ. Удельный вес расходов на оплату труда обособленного подразделения рассчитывается как отношение расходов по оплате труда за соответствующий период, исчисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ, по данному подразделению к расходам на оплату труда за этот же период в целом по организации, умноженное на 100% (Письмо Минфина России от 07.03.2006 N 03-03-04/1/187). Аналогичным образом рассчитывается удельный вес расходов на оплату труда головной организации.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества . При расчете этого показателя нужно учитывать целый ряд нюансов.

1. Исходя из п. 2 ст. 288 НК РФ, в расчет нужно принимать не все виды амортизируемого имущества, а только основные средства. Как подчеркивалось Минфином в Письме от 06.10.2010 N 03-03-06/1/633, остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (кроме основных средств), нематериальных активов и капитальных вложений не учитывается, а в Письме от 20.04.2011 N 03-03-06/2/66 уточняется, что в расчет не следует брать остаточную стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество.

2. Нужно правильно определить состав основных средств в разрезе отдельных обособленных подразделений, учитывая следующие разъяснения:

  • к основным средствам обособленного подразделения относится только то имущество, которое используется для получения дохода именно в этом подразделении, а на чьем балансе числятся эти объекты - на балансе данного подразделения, другого подразделения или головной организации - совершенно не важно (Письма Минфина России от 10.05.2011 N 03-03-06/2/77, от 13.11.2010 N 03-03-06/2/193);
  • в расчет нужно принимать те основные средства, которые получены в лизинг и по условиям договора находятся на балансе обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 03.07.2012 N 03-03-06/1/329), а также те объекты, которые переданы подразделением в аренду (Письмо УФНС по г. Москве от 21.06.2010 N 16-15/064582@).

3. По общему правилу определять остаточную стоимость основных средств следует на основании данных налогового учета. При линейном методе амортизации это обязательное требование. Если амортизация начисляется нелинейным методом, можно брать не "налоговую", а "бухгалтерскую" остаточную стоимость.

4. Как известно, не по всем видам амортизируемого имущества по правилам налогового законодательства производится начисление амортизации. Однако, если по какому-то основному средству амортизация в налоговом учете не начисляется, это не значит, что его не надо принимать в расчет. В такой ситуации под остаточной стоимостью следует понимать первоначальную или восстановительную стоимость таких объектов основных средств (Письмо Минфина России от 07.10.2008 N 03-03-06/4/68).

5. Поскольку остаточная стоимость амортизируемого имущества постоянно меняется (как в результате начисления амортизации, так и при движении основных средств: приобретении, создании, реализации, списании и т.д.), удельный вес для целей исполнения требований ст. 288 НК РФ нужно определять исходя из средней (среднегодовой) остаточной стоимости. Ее нужно рассчитывать по правилам, установленным для целей исчисления налога на имущество в п. 4 ст. 376 НК РФ. На это обращалось внимание в ряде писем, в том числе в уже упомянутом выше Письме N 03-03-06/4/68, а также в Письмах Минфина России от 19.09.2012 N 03-03-06/1/488, УФНС по г. Москве от 18.02.2010 N 16-15/017667, ФНС России от 02.10.2009 N 3-2-10/24@. То есть нужно сложить остаточную стоимость основных средств на первое число каждого месяца, входящего в соответствующий отчетный (налоговый) период, а также на первое число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, и полученный результат разделить на количество месяцев в данном периоде, увеличенное на единицу. К примеру, при расчете средней остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения за 9 месяцев 2012 г. нужно сложить показатели на первое число каждого месяца с января по октябрь 2012 г. включительно и разделить результат на 10.

6. На практике вполне может возникнуть ситуация, когда какое-то обособленное подразделение вообще не имеет амортизируемых основных средств. Например, если все основные средства, которые фактически используются данным подразделением в его производственной деятельности, являются арендованными.

В такой ситуации финансисты предписывают при расчете доли прибыли подразделения считать остаточную стоимость его основных средств равной нулю (Письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-03-06/1/381). Соответственно, в расчете будет принимать участие только один показатель - среднесписочная численность работников (расходы на оплату труда).

Если на территории одного субъекта РФ есть несколько подразделений

В том же п. 2 ст. 288 НК РФ предусмотрены особые правила для некоторых частных случаев. Если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, она вправе не производить распределение прибыли по каждому из них. В такой ситуации можно определять общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет этого субъекта РФ, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей всех обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ. Нужно лишь выбрать одно из этих обособленных подразделений, через которое будет производиться уплата налога в бюджет данного субъекта РФ.

Выбор налогоплательщик делает самостоятельно, но ему нужно уведомить налоговые органы, в которых он состоит по месту нахождения обособленных подразделений, о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Кроме того, уведомления надо представлять каждый раз, когда происходят изменения, влияющие на порядок уплаты налога, например, если изменилось количество структурных подразделений на территории данного субъекта РФ или если налогоплательщик передумал и решил уплачивать налог не через одно ответственное подразделение, а отдельно по каждому подразделению.

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположив, что ООО "Смак" решило уплачивать налоги в бюджеты субъектов РФ через ответственное подразделение, которым в субъекте РФ N 2 было выбрано обособленное подразделение N 2-2.

В такой ситуации расчеты в той части, которая касается подразделений, расположенных в субъекте РФ N 2, будут производиться общими суммами по обоим подразделениям:

  • удельный вес среднесписочной численности работников составит 0,4098 ((20 чел. + 30 чел.) / 122 чел.);
  • удельный вес остаточной стоимости основных средств - 0,3116: ((1800 + 2500) / 13 800) тыс. руб.;
  • доля прибыли, приходящаяся на данные подразделения (средняя арифметическая), - 0,3607 ((0,4098 + 0,3116) / 2);
  • величина налоговой базы, приходящейся на данные подразделения, - 2 164 200 руб. (6 000 000 руб. x 0,3607);
  • сумма налога на прибыль за 9 месяцев, подлежащая исчислению к уплате в бюджет субъекта РФ N 2 (по ставке 18%), - 389 556 руб. (2 164 200 руб. x 18%).

В итоге распределение прибыли и сумм налога будет выглядеть таким образом:

Подразделение

Удельный вес

Доля прибыли,
приходящаяся
на
подразделение

Итоговая сумма за
9 месяцев 2012 г.,
руб.

численности
работников

стоимости
основных
средств

налоговой
базы

налога на
прибыль
(авансового
платежа) в
бюджет
субъекта РФ

Головная
организация

Обособленные
подразделения
N N 1-2, 2-2
(уплата
производится
через
подразделение
N 2-2)

Обособленное
подразделение
N 1-3


Возможна ситуация, когда организация (головной офис) и ее обособленное подразделение (или несколько подразделений) находятся на территории одного субъекта РФ. В таком случае налогоплательщик также вправе воспользоваться аналогичным порядком и принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ одной суммой и за организацию, и за обособленные подразделения, находящиеся на территории того же субъекта РФ (Письмо Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333).

Если создаются новые или ликвидируются старые подразделения

Особо урегулированы в п. 2 ст. 288 НК РФ случаи, когда в течение текущего налогового периода (календарного года) организации создают новые или ликвидируют имеющиеся обособленные подразделения.

Во-первых , в таких ситуациях надо уведомить налоговые органы на территории того субъекта, в котором были созданы или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ. Сделать это необходимо в течение 10 дней после окончания соответствующего отчетного периода. Заметим, что так как в формулировке данной нормы не уточняется, что речь идет именно о 10 календарных днях, такой срок нужно считать установленным в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Поскольку речь идет об окончании "отчетного периода" (без упоминания о налоговом периоде), получается, что если подразделение создано или ликвидировано в конце года (в IV квартале (если декларации организация подает ежеквартально) или в декабре (если декларации подаются ежемесячно)), то, по мнению автора, подать уведомление нужно до 31 декабря текущего года, а не в течение 10 рабочих дней после окончания налогового периода.

Рекомендуемые типовые формы уведомлений можно найти в Письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986. Там же, в Приложении 3, приведены подробные схемы представления уведомлений в зависимости от конкретных обстоятельств, которые могут сложиться на практике.

Во-вторых , уплачивать налог нужно в установленные сроки начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за тем периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Таковы правила. Рассмотрим, как они действуют на практике.

Когда создается новое подразделение

Часто организации открывают подразделения в тех субъектах РФ, где до этого они деятельность не осуществляли. Сроки внесения первых платежей по налогу на прибыль на территории данного субъекта РФ в этой ситуации зависят от отчетных периодов.

Тем организациям, у которых отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев, уплачивать ежемесячные авансовые платежи в том отчетном периоде, когда создано новое обособленное подразделение, "за это подразделение" по месту его нахождения не надо. Первый платеж будет производиться уже после подачи декларации, в которой впервые будут исчислены авансовые платежи по этому подразделению. Например, если новое подразделение в том субъекте РФ, где раньше подразделений у организации не было, создано в июле 2012 г., уплатить первый авансовый платеж в данном субъекте РФ нужно будет только в октябре 2012 г. (до 29.10.2012 (поскольку 28-е число выпадает на выходной день)). Если новое подразделение создано после 01.10.2012, платить налог (в том числе авансовые платежи) по месту его нахождения нужно будет только с 01.01.2013.

Если организация исчисляет авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли и ежемесячно подает декларации, отчетными периодами у нее будут январь, январь - февраль и т.д. В такой ситуации, если обособленное подразделение создано, например, в июле, уплатить авансовый платеж по месту его нахождения нужно уже в августе (до 28.08) на основании декларации по налогу на прибыль за 7 месяцев (с января по июль), также подаваемой до 28.08.

Нередки случаи, когда новое подразделение создается в субъекте РФ, где до этого уже были открыты другие несколько подразделений и уже могло быть выбрано одно ответственное подразделение, через которое уплачивался налог на территории данного субъекта РФ. Конкретный порядок действий в такой ситуации законодательно не урегулирован. По мнению автора, представляется логичным продолжать уплачивать авансовые платежи и налог в данном субъекте РФ в том же порядке, исчисляя при этом соответствующую долю прибыли с учетом показателей вновь созданного подразделения прямо с момента его создания.

К примеру, в Письме ФНС России от 25.03.2009 N 3-2-10/8 налоговики рассмотрели ситуацию, когда на территории субъекта РФ создается второе обособленное подразделение. Иными словами, раньше в данном субъекте РФ было одно подразделение (и именно по нему уплачивался налог), а теперь их станет два, и надо либо платить раздельно по каждому из них, либо выбрать одно ответственное подразделение. Учитывая, что на порядок уплаты налога через ответственные подразделения переходит вся организация, налоговики подчеркнули, что выбранный порядок распространяется на все ее подразделения, включая вновь созданные в течение налогового периода - с момента их создания. То есть, если у организации есть и другие подразделения в других субъектах РФ и там выбраны ответственные подразделения, то и в данном субъекте РФ, где сейчас открывается новое подразделение, также нужно выбрать ответственное подразделение. Соответственно, платить в этом случае налог раздельно по каждому из двух подразделений нельзя.

Одна из проблем, возникающих при создании новых подразделений, связана с тем, что налоговая база и суммы налога (авансовых платежей) исчисляются нарастающим итогом с начала календарного года. Однако показатели вновь созданного подразделения "появляются" только после даты его создания, а за предшествующий период (с 01.01 по дату создания подразделения) их просто не было. Поэтому при расчете доли прибыли за те периоды, когда новое подразделение еще не было создано, показатели, необходимые для вычисления удельного веса (в частности, остаточная стоимость основных средств на первое число каждого месяца с января по месяц создания подразделения включительно), принимаются равными нулю. На это обращалось внимание еще в Письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16.

Пример 3. Изменим условия примера 2, предположив, что в июне 2012 г. были созданы еще два обособленных подразделения:

  • N 3-2 в субъекте РФ N 2 (ответственным осталось подразделение N 2-2);
  • N 1-4 в субъекте РФ N 4 (региональная ставка налога - 18%).

Общая величина налогооблагаемой прибыли за 9 месяцев 2012 г. (с учетом прибыли, полученной от деятельности двух новых подразделений) составила 6900 тыс. руб.

В каждом из новых подразделений в июне 2012 г. были введены в эксплуатацию основные средства первоначальной стоимостью 1 млн руб. каждое. Амортизация начисляется линейным методом (по 20 тыс. руб. в месяц в каждом подразделении).

Среднесписочная численность работников у подразделения N 3-2 составила: за июнь - 3 чел., за каждый месяц с июля по сентябрь включительно - 38 чел.; у подразделения N 1-4: за июнь - 3 чел., за каждый месяц с июля по сентябрь включительно - 14 чел.

Необходимые уведомления в налоговые инспекции в субъектах РФ N 2, N 4 ООО "Смак" подало в срок до 13.07.2012 (включительно) и начало уплачивать ежемесячные авансовые платежи уже с учетом новых подразделений (в том числе в субъекте РФ N 4) с июля 2012 г.

При составлении деклараций и расчете сумм налога за 9 месяцев 2012 г. с учетом вышеизложенных обстоятельств бухгалтер дополнил показатели, необходимые для распределения прибыли, следующими параметрами:

  • средняя стоимость основных средств по каждому из новых подразделений (N 3-2, N 1-4) будет равна 388 тыс. руб. ((0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 1000 + 980 + 960 + 940) тыс. руб. / 10);
  • среднесписочная численность работников в подразделении N 3-2 - 13 чел. (((0 чел. x 5 мес.) + 3 чел + 38 чел. x 3) / 9 мес.), в подразделении N 1-4 - 5 чел. (((0 чел. x 5 мес.) + 3 чел + 14 чел. x 3 мес.) / 9 мес.).

Исходные данные для расчета налоговой базы и суммы налога за 9 месяцев 2012 г. в разрезе подразделений организации выглядят так:

Подразделение

Среднесписочная
численность
работников,
чел.

Средняя
остаточная
стоимость
основных
средств,
тыс. руб.


обособленных подразделений) в субъекте РФ
N 1

Обособленное подразделение N 1-2

Обособленное подразделение N 2-2

Обособленное подразделение N 1-3


Учитывая, что в субъекте РФ N 2 уплата налога производится через ответственное подразделение (N 2-2), расчеты по распределению прибыли и сумм налога и итоговые результаты будут следующими:

Подразделение

Удельный вес

Доля прибыли,
приходящаяся
на
подразделение

Итоговая сумма за
9 месяцев 2012 г.,
руб.

численности
работников

стоимости
основных
средств

налоговой
базы

налога на
прибыль
(авансового
платежа) в
бюджет
субъекта РФ

Головная
организация

Обособленные
подразделения
N N 1-2, 2-2,
3-2

Обособленное
подразделение
N 1-3

Обособленное
подразделение
N 1-4

Когда подразделение ликвидируется

Если организация решает ликвидировать обособленное подразделение, проблем у бухгалтера становится гораздо больше, чем при создании новых подразделений. Значительная часть их также связана с тем, что расчет налоговой базы и сумм налога производится нарастающим итогом.

Если на территории субъекта РФ, на которой ликвидируется подразделение, других подразделений у организации нет (оно было единственным), производить дальнейшую уплату налога в этом регионе уже не нужно. Сложно сделать так, чтобы ликвидация состоялась ровно в последний день отчетного периода, как правило, бывает "захвачена" какая-то часть другого периода, который оказывается не полностью "отработанным". Это приводит к следующему.

1. Последним отчетным периодом для ликвидированного подразделения считается тот период, в котором имела место сама ликвидация. Например, если подразделение ликвидировано в августе 2012 г., а отчетные периоды составляют квартал, полугодие, 9 месяцев, долю прибыли, приходящейся на данное подразделение, необходимо определять по итогам 9 месяцев 2012 г. При этом показатели подразделения будут приниматься за фактический период его функционирования (с 01.01 по дату ликвидации), и, поскольку в сентябре 2012 г. никакой деятельности такое подразделение не осуществляло, при подсчете показатели за сентябрь принимаются равными нулю.

2. Поскольку самого подразделения уже нет, платить налог "за себя" оно уже не сможет. Это, в свою очередь, приводит к двум последствиям:

  • налог (авансовые платежи) по итогам последнего отчетного периода, исчисленный за ликвидированное подразделение, вынуждена платить сама головная организация (при условии, что в данном субъекте РФ не осталось других подразделений, из которых выбрано ответственное подразделение, производящее уплату на территории этого субъекта РФ);
  • возможно, в том же порядке придется завершить внесение авансовых платежей по итогам предыдущего отчетного периода, подлежащих уплате в те месяцы, когда подразделения уже нет (например, подразделение ликвидировано в августе, проблемы возникают с очередным ежемесячным платежом, который должен быть перечислен до 28.09, и может случиться, что еще не был уплачен ежемесячный платеж за август).

Как подчеркивалось в Письме Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82, в связи с тем что при закрытии обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого подразделения не производится, налогоплательщик имеет право представить уточненные декларации по налогу на прибыль за последний до закрытия подразделения отчетный период. То есть, если подразделение ликвидировано в августе 2012 г., можно подать "уточненку" за I полугодие 2012 г. (то есть за период с января по июнь включительно).

Смысл подачи уточненных деклараций заключается в том, чтобы "снять" те ежемесячные авансовые платежи в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ликвидированного подразделения, которые были начислены к уплате в том квартале, в котором произошло его закрытие, и перенести их на увеличение платежей в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации. Конечно же, "снять" можно только авансовые платежи по еще не наступившим срокам уплаты. Возвратимся к нашему примеру: если подразделение ликвидировано до 28 августа (то есть авансовый платеж за июль (по сроку до 28.07) должен был быть уже уплачен), то "перенаправить" в уточненной декларации можно авансовые платежи за август и за сентябрь. Их уплату должна производить головная организация.

Однако, если в данном субъекте РФ помимо ликвидированного имеются и другие обособленные подразделения, в том числе ответственное за уплату налога в данном субъекте РФ, необходимость в "уточненках" отпадает, поскольку налог в данном субъекте РФ будет продолжать уплачиваться ответственным подразделением с учетом показателей всех других подразделений (включая ликвидированное), исчисленных с учетом вышеизложенных нюансов.

Пример 4. Дополним условия примера 3, предположив, что:

  • в середине ноября 2012 г. было закрыто подразделение N 3-2 (открытое в июне 2012 г.). Все работники уволены 15.11.2012 (среднемесячная численность работников за ноябрь составила 14 чел.). Основные средства проданы в ноябре 2012 г.;
  • в декабре закрыли подразделение N 1-3. Среднемесячная численность работников за год составила 11 чел.

По итогам года получена прибыль в размере 7,5 млн руб.

В отношении подразделения N 1-3 можно подать уточненную декларацию за 9 месяцев 2012 г., поскольку деятельность в данном регионе прекратилась совсем, а в отношении подразделения N 3-2 такой необходимости нет, поскольку в данном субъекте РФ продолжают действовать два подразделения, одно из которых - ответственное.

При расчете за 2012 г. исходим из следующих цифр:

  • средняя стоимость основных средств ликвидированного подразделения N 3-2 будет равна 369 тыс. руб. ((((0 руб. x 6 мес.) + 1000 + 980 + 960 + 940 + 920 + 0 + 0) руб.) / 13);
  • среднесписочная численность работников подразделения N 3-2 - 14 чел. (((0 чел. x 5 мес.) + 3 чел. + (38 чел. x 4 мес.) + 14 чел. + 0 чел.) / 12 мес.).

При этом исходные данные для расчета налоговой базы и суммы налога за 2012 г. в разрезе подразделений (с учетом двух ликвидированных) следующие:

Подразделение

Среднесписочная
численность
работников,
чел.

Средняя
остаточная
стоимость
основных
средств,
тыс. руб.

Головная организация (без учета
обособленных подразделений)

Обособленное подразделение N 1-2

Обособленное подразделение N 2-2

Обособленное подразделение N 3-2

Обособленное подразделение N 1-3

Обособленное подразделение N 1-4


Итоги расчетов по распределению прибыли и сумм налога за 2012 г. будут следующими:

Подразделение

Удельный вес

Доля прибыли,
приходящаяся
на
подразделение

Итоговая сумма за
9 месяцев 2012 г.,
руб.

численности
работников

стоимости
основных
средств

налоговой
базы

налога на
прибыль
(авансового
платежа) в
бюджет
субъекта РФ

Головная
организация

Обособленные
подразделения
N N 1-2, 2-2,
3-2

Обособленное
подразделение
N 1-3

Обособленное
подразделение
N 1-4

Еще один нюанс заключается в том, что в отчетные периоды, следующие за периодом, в котором подразделение было ликвидировано, не нужно не только уплачивать налог по месту нахождения ликвидированного подразделения, но и распределять на него долю прибыли. При этом, как известно, налоговая база рассчитывается нарастающим итогом и в ней "находятся" доходы и расходы ликвидированного подразделения за период с 01.01 по дату его закрытия. Эти суммы необходимо исключить из общей величины налогооблагаемой прибыли, подлежащей распределению в отчетные периоды, следующие за периодом ликвидации. Сумму, подлежащую исключению, бухгалтер определил по итогам того периода, в котором состоялась ликвидация (когда он последний раз производил расчет удельного веса показателей и доли прибыли, приходящейся на это подразделение).

Если на территории одного субъекта РФ у организации имеются три и более обособленных подразделений, а закрыть решили ответственное подразделение, необходимо выбрать другое ответственное подразделение из оставшихся и о сделанном выборе уведомить налоговый орган не только по месту нахождения выбранного ответственного подразделения, но и по месту нахождения тех подразделений, за которые будет уплачиваться налог.

Сложная ситуация возникнет и тогда, когда за оставшуюся часть года после ликвидации подразделения организация будет нести убытки, в результате чего по итогам следующих отчетных периодов или налогового периода в целом прибыль окажется меньше, чем была в последнем отчетном периоде, на который пришлась ликвидация, и когда была исчислена часть прибыли, приходящаяся на ликвидированное подразделение.

В этом случае нужно уменьшить ранее исчисленные суммы налога как в целом по организации, так и по всем ее обособленным подразделениям, включая те, которые были ликвидированы в текущем году. Для этого нужно будет сделать перерасчет налоговой базы исходя из той доли прибыли ликвидированного подразделения, которая была определена за его последний отчетный период. Однако, если в дальнейшем организация исправит положение и ее прибыль увеличится, еще раз пересчитывать суммы налоговой базы и налога по ликвидированному подразделению (теперь уже в сторону увеличения) не следует.

На это обращалось внимание в Письмах УФНС по г. Москве от 18.02.2010 N 16-15/017656, ФНС России от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, где предлагается следующая схема расчетов:

  • при понижении налоговой базы по итогам отчетного периода, следующего за периодом ликвидации подразделения, производится корректировка (уменьшение) налоговой базы и суммы налога по данному подразделению исходя из той доли прибыли, которая была исчислена по нему за его последний отчетный период;
  • если в дальнейшем налоговая база возрастает, сумма налоговой базы по ликвидированному подразделению, скорректированная ранее, не пересчитывается вновь в сторону увеличения;
  • для распределения оставшихся сумм между головной организацией и другими обособленными подразделениями (кроме ликвидированного) необходимо:

а) уменьшить общую величину налоговой базы по организации в целом на ту величину налоговой базы по ликвидированному подразделению, которая была определена ранее (с учетом корректировки при понижении налоговой базы в предыдущем периоде, но без пересчета в случае последующего увеличения налоговой базы);

б) полученный результат (оставшуюся налоговую базу) принять за 100%;

в) распределить эту сумму между действующими подразделениями и головной организацией по общему правилу, исходя из удельного веса показателей за вычетом показателей ликвидированного подразделения.

Например, за I квартал 2012 г. налоговая база организации составляла 1000 единиц, доля налоговой базы по закрытому 31.03.2012 подразделению определена в размере 20% (200 единиц). За 6 месяцев 2012 г. налоговая база возросла, в связи с чем налоговая база по закрытому подразделению осталась неизменной. За 9 месяцев 2012 г. налоговая база организации уменьшилась по сравнению с налоговой базой за 6 месяцев и составила 700 единиц. По закрытому подразделению она составит 140 единиц (700 ед. x 20%). Налоговая база в целом по организации уменьшается на размер уточненной налоговой базы по закрытому подразделению, и полученный результат 560 единиц (700 - 140) распределяется между организацией без подразделений и действующими подразделениями.

За год налоговая база выросла по сравнению с налоговой базой за 9 месяцев 2012 г. и составила 900 единиц. Налоговая база в целом по организации уменьшается на размер уточненной налоговой базы по закрытому подразделению, полученный результат 760 единиц (900 - 140) принимается за 100% и распределяется между организацией без подразделений и действующими подразделениями.

Особые требования к налоговой декларации

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, должна подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного и налогового периода не только в налоговые органы по месту нахождения самой организации (головного офиса), но и по месту нахождения каждого подразделения. При этом нужно иметь в виду, что в инспекцию по головному офису в соответствии с п. 5 ст. 289 НК РФ следует подавать налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Из общего правила есть исключения. Если уплата налога в бюджет субъекта РФ, в котором имеется несколько обособленных подразделений, осуществляется через одно выбранное организацией ответственное подразделение, представлять декларацию в данном субъекте РФ нужно только по месту нахождения ответственного подразделения, то есть в такой ситуации направлять декларации по месту нахождения всех остальных подразделений в этом субъекте РФ (через которые налог не уплачивается) не нужно.

Форма и Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль утверждены Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@. Сдавать (отправлять) декларации по месту нахождения подразделений может как головная организация, так и сами подразделения (по доверенности). В основном нужно следовать тем же правилам, которые применяют организации, не имеющие подразделений. Единственное отличие в том, что в состав декларации организации, у которой есть подразделения, дополнительно входит Приложение 5 к листу 02, которое заполняется отдельно:

  • по головной части организации без обособленных подразделений;
  • по каждому подразделению, включая те, которые были ликвидированы в текущем налоговом периоде (или по группе подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ, если уплата налога в бюджет этого субъекта производится через ответственное подразделение).

В налоговую инспекцию по местам нахождения подразделений нужно представлять декларацию в следующем составе:

  • титульный лист;
  • подраздел 1.1 разд. 1;
  • подраздел 1.2 разд. 1 (если в течение квартала уплачиваются ежемесячные авансовые платежи);
  • Приложение 5 к листу 02 (расчет суммы налога).

Итак, мы выяснили, что организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату налога на прибыль по особым правилам. Та часть налога, которая подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, должна уплачиваться во всех субъектах РФ, где имеются подразделения. Делать это можно либо в отношении каждого из подразделений, либо путем выбора одного из них, зарегистрированных в данном субъекте РФ, в качестве ответственного. При распределении налоговой базы между головной организацией и ее подразделениями необходимо учесть целый ряд нюансов, которые освещены в данной статье. Надеемся, что это поможет читателям справиться с дополнительными сложностями, возникающими при создании новых или ликвидации старых подразделений.