Сегодня на территории Российской Федерации может вестись не только коммерческая деятельность, но и некоммерческого характера.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходима регистрация подобных учреждений в различных государственных контролирующих органам.

При этом следует помнить о большом количестве самых разных особенностей, связанных с деятельность подобного рода предприятий, также называемых НКО.

В первую очередь ответственным лицам необходимо будет помнить о важности предоставления отчетности по деятельности некоммерческих организаций.

Что нужно знать

Деятельность некоммерческих организаций вызывает у различного рода контролирующих органов не менее пристальный интерес, чем коммерческих.

Основной причиной тому является наличие большого количества различных , послаблений со стороны государства для всевозможных НКО.

Именно поэтому необходимо будет заблаговременно ознакомиться со всеми основными моментами, связанными с деятельностью и отчетностью подобного рода предприятий. Существует большое количество всевозможных особенностей.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет в обязательном порядке, сегодня можно будет отнести:

  • основные понятия;
  • срок сдачи документов;
  • правовая база.

Рассмотрение обозначенных выше вопросов даст возможность формировать соответствующим образом отчетность и избежать допущения наиболее типичных ошибок.

Основные понятия

В первую очередь руководителю некоммерческой организации, а также её бухгалтеру, иным ответственным лицам стоит ознакомиться с действующими законодательными нормами.

Только отсутствие различных нарушений нормативно-правовых документов позволит избежать большого количества самых разных ошибок, иных затруднений.

Но для верной трактовки основных положений необходимо будет ознакомиться с различными терминами, используемыми в НПД.

К наиболее важным понятиям, связанным с нормативными документами, регулирующими работу НКО, можно отнести следующее:

  • «некоммерческая организация»;
  • «годовая отчетность»;
  • «статистическая отчетность»;
  • «уведомления о расходовании средств»;
  • «структурные подразделения»;
  • «учредители»;
  • «общественные объединения».

На данный момент в первую очередь необходимо будет ознакомиться с понятием «некоммерческая организация». Также применительно к подобного рода структурам возможно будет использовать аббревиатуру НКО.

Под данного типа учреждениями понимаются различного рода предприятия, основной целью которых является не коммерческая, а иная деятельность.

При этом получение какой-либо прибыли не планируется, подобное отсутствует. Важно помнить, что формат деятельности предприятия такого типа должен полностью соответствовать фактам.

В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные проблемы – вплоть до в принудительном порядке.

«Годовая отчетность» — совокупность различного рода документов, которые отражают сведения о всех полученных доходах в результате ведения определенной деятельности.

Чаще всего подобными документами являются различного рода декларации. «Статистическая отчетность» — совокупность различного рода отчетов, которые составляются предприятиями по установленным ранее формам документов.

Данного типа отчетность будет предоставляться в Росстат . «Уведомление о расходовании средств» — специальный документ, формат которого установлен на законодательном уровне.

В обязательном порядке формируется некоммерческими предприятиями. Является одним из самых важных документов составления отчетности.

«Структурные подразделения» — филиалы некоммерческих предприятий, которые располагаются отдельно от основного предприятия.

Подобный статус присваивается в случае, если оборудовано рабочее место на срок более, чем 2 месяца.

Важной особенностью подобных подразделений является то, что они должны иметь отдельный баланс, а также предоставлять отчетность отдельно от основной организации.

Имеются также иные моменты, связанные с формирование отчетности структурных подразделений.

«Учредители» — какое-либо физическое или же юридическое лицо, являющееся создателем, владельцем и руководителем организации. При этом следует помнить, что таких учредителей одновременно может быть сразу несколько.

Именно учредители имеют право принимать различного рода важные решения относительно ведения деятельности некоммерческого предприятия.

Также совет учредителей назначает исполнительный орган, который имеет право представлять интересы НКО.

«Общественные объединения» — одна из разновидностей некоммерческого предприятия, которое создается на основании общих интересов простых граждан.

При этом отчетность подобного НКО должна формироваться в соответствии со всеми законодательными нормами, действующими относительно подобных предприятий.

Имеется большое количество самых разных нюансов, связанных с подобного рода деятельностью. Также существуют различного рода иные виды некоммерческих предприятий.

Срок сдачи документов

Очень важно не пропустить срок сдачи соответствующей отчетной документации. В первую очередь это касается различного рода государственных внебюджетных фондов.

На данный момент установлены следующие сроки:

Важной особенностью рассматриваемого типа организаций является то, что имеется необходимость отчитываться в региональные налоговые органы.

Отчетность не ограничивается сдачей документов в государственные фонды, а также различного рода статистические учреждения. Этот момент установлен на законодательном уровне.

Правовая база

На данный момент основополагающим документом, регулирующим деятельность подобного рода организаций, а также на основании которого формируется отчетность, является

Он включает в себя следующие основные разделы:

Также существуют некоторые специализированные нормативно-правовые документы, которые регламентируют отчетность НКО.

К таким нормативно-правовым документам сегодня относится следующее:

Особое внимание необходим будет уделить именно срокам и формату предоставления различного рода отчетности.

Так как наличие ошибок, различного рода недочетов и неверное представление информации может послужить причиной возникновения большого количества всевозможных затруднений.

Формы налоговой отчетности НКО

На данный момент формат налоговой отчетности некоммерческой организации установлен законодательно. Все необходимые документы должны передаваться непосредственно по месту постоянной регистрации.

Сама процедура создания НКО мало отличается от формирования иных организаций. Имеются отличия только лишь в перечне предоставляемых документов.

Аналогичным образом обстоит дело с отчетностью. Необходимо будет составлять достаточно обширный перечень документов.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет заблаговременно, необходимо будет отнести следующее:

  • список для сдачи;
  • если нулевая отчетность;
  • ответственность при нарушениях.

Список для сдачи

На данный момент перечень документов для сдачи отчетности достаточно обширен. Он включает в себя большое количество самых разных документов.

В первую очередь необходимо заняться формированием бухгалтерской отчетности. Данный момент устанавливается

В соответствии с данным нормативно-правовым документом необходимо будет сдавать отчетность такого вида, которая включает в себя:

  • стандартный ;
  • приложения к обозначенным выше документам – если по какой-то причине это необходимо в конкретном случае.

Состав бухгалтерской отчетности устанавливается только федеральным законодательством.

Все необходимые в данном случае документы должны быть представлены в соответствующие органы не позднее, чем по истечении 3 месяцев с момента окончания отчетного периода.

Перечень налоговых документов для отчетности зависит от применяемого налогового режима.

Предприятиям, которые работают на общем, необходимо будет сдавать:

  • налоговую отчетность в форме по различного рода ;
  • сведения о доходах физических лиц

Налоговым периодом является год (ст. 285 НК РФ),

В. НДС при наличии движений по счету

Нужно подать декларацию по НДС в обновленной форме . Налогоплательщики, в том числе являющиеся налоговыми агентами, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Г. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, если весь год не производились выплаты сотрудникам

Даже если НКО не осуществляет деятельность, у нее все равно сохраняется руководящий орган, например, председатель. Обычно в этом случае председатель работает без оплаты. Но как показывает наша практика, невыплата зарплаты может вызвать претензии у проверяющих органов. В этой ситуации мы рекомендуем заключить .

Если работающие в НКО лица не получают заработную плату или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, то отчёты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ сдавать не нужно (п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 2 ст. 230 НК РФ ).

Но если организация опасается, что ее счет могут заблокировать из-за не сдачи нулевой отчетности, то можно направить в ФНС с уведомлением о том, что НКО не является налоговым агентом, а значит, не должна предоставлять расчет 6-НДФЛ.

Д. Декларация по налогу на имущество организаций, по земельному и транспортному налогу

Организация, не имеющая имущества, признаваемого объектом налогообложения, декларацию не сдает . Налоговую декларацию по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу должны представлять только налогоплательщики (ст. 386 НК РФ , п. 1 статьи 388 НК РФ и абз. 1 статьи 357 НК РФ).

Е. Сведения о среднесписочной численности работников

Если НКО не вело работы, то это не освобождает ее от необходимости подать сведения. Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, налогоплательщиком представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.

Ж. Бухгалтерская отчетность

Обязанность направлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту нахождения организации закреплена пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Отчетность предоставляется в налоговый орган по месту нахождения организации в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Некоммерческие организации, у которых за отчетный период не было доходов и расходов, могут сдавать нулевой отчет.

2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

А. Форма РСВ-1 (с 2017 года администратор ИФНС)

Представлять расчет по форме РСВ-1 должен каждый страхователь по окончании отчетного и расчетного периода (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), даже если деятельности не было. Минтруд считает, что такая обязанность сохраняется, даже если выплаты в пользу физлиц страхователь не делает . Другими словами, обязанность предоставлять отчетность связана статусом страхователя. Страхователем считается лицо, у которого работают люди по трудовому договору или который выплачивает страховые взносы по лицам, работающим в рамках гражданского договора (ст. 5 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Если таких людей нет, то логично предположить, что и нет обязанности предоставлять отчетность.

Нами были направлены запросы в Пенсионной фонд и Министерство труда по делу НКО «Матери Прикумья», где единственный постоянный сотрудник не получал никакой заработной платы, выполняя по сути волонтерскую работу. Пенсионный фонд предъявил претензии организации .

В ответ на наши запросы , что по общему правилу с председателем НКО необходимо заключать трудовой договор. Однако не исключил возможности бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки в рамках гражданского законодательства. Минтруд также подчеркнул, что «условия осуществления указанных работ могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре». Таким образом, Минтруд не исключил возможности заключения не трудового договора, а договора безвозмездного выполнения услуг с председателем. Вместе с тем, такую возможность Минтруд указал вскользь, что свидетельствует о не проработанности вопроса на уровне министерства. То есть, во избежание претензий со стороны Пенсионного фонда, лучше направить нулевой расчет.

Б. Форма СЗВ-М

Ежемесячный отчёт по форме СЗВ-М предоставляется в пенсионный фонд и содержит список всех сотрудников. При отсутствии деятельности и при заключении гражданско-правового договора с председателем о безвозмездном выполнении своих обязанностей, сдавать этот ежемесячный отчет, по нашему мнению, не нужно.

ПФ РФ в своем письме указал: вопрос о необходимости представления общественными объединениями, являющимися страхователями по обязательному пенсионному страхованию, отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В случае отсутствия такого оформления отношений, представление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

Обратим внимание, что в этом письме Пенсионный фонд указывает, что «за таких лиц» не нужно сдавать отчетность. Но не пишет, что отчетность не нужно сдавать вообще. Поэтому, в таком случае будет лучше направить нулевую отчетность.

3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

А. Форма 4-ФСС

Ситуация с отчетностью в ФСС такая же, как и с отчетностью в ПФ РФ. Если есть руководитель, который трудится во благо организации бесплатно, то мы рекомендуем заключить соответствующий гражданско-правовой договор. Если гарантированно не хочется иметь претензий со стороны ФСС, то лучше сдать нулевую отчётность. Обратите внимание, что с 1 января 2017 года была введена новая форма для сдачи 4-ФСС.

Б. Подтверждение основного вида деятельности

Отсутствие деятельности не освобождает от обязанности подтвердить основной вид. Для этого до 15 апреля в ФСС необходимо представить:

  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
  • копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.

4. Росстат

Организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в Росстат. Как мы указали выше, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Более того, российские юридические лица, в том числе НКО, обязаны предоставлять в Росстат первичные статистические данные . Узнать подробнее о том, какие это данные и в какие сроки их нужно сдавать, можно заполнив форму на сайте http://statreg.gks.ru/ . Как правило, каждой организации нужно сдавать с десяток форм, да еще и в разное время.

5. Министерство юстиции РФ

Законодательством определен разный состав отчетности для

  • общественных объединений
  • всех иных НКО
  • НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента».

А. Общественные объединения

Даже если не было никакой деятельности, нужно сдать отчет по форме ОН0003 и письмо о продолжении деятельности,

Б. Другие НКО (кроме «иностранных агентов»)

Здесь два варианта. Первый предназначен для НКО, у которых присутствует хотя бы один из критериев:

  • учредителями (участниками, членами) являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
  • за предыдущий год были поступления имущества и денежных средств от иностранных источников,
  • за предыдущий год поступление имущества и денежных средств НКО (из любых источников) составили свыше трех миллионов рублей.

Такие организации представляют отчет по форме ОН0001 и по форме ОН0002. Отчет размещается на сайте Минюста России по адресу http://unro.minjust.ru/ Срок – до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Второй вариант предназначен для НКО, которые не имеет ни одного из указанных выше критериев. В данном случае НКО размещает на сайте Минюста заявление/сообщение о продолжении деятельности, а также заявление о том, что НКО не имеет ни одного из указанных выше критериев. Срок — до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Благотворительная организация дополнительно представляет в Минюст России отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований вышеуказанного закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется лично (через представителя) или по почте в территориальный орган Минюста России не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

В. НКО – «иностранные агенты»

Представляют следующие отчеты в сроки:

  • отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов — один раз в полгода, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
  • отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников — ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);
  • Письмо ПФ РФ от 13 июля 2016 г. N ЛЧ-08-26/9856 «О направлении разъяснений по предоставлению ежемесячной отчетности»

    п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620

Специалисты Минфина России выпустили разъяснения, которые будут полезны бухгалтерам некоммерческих организаций при составлении бухгалтерской отчетности за 2011 г. (информационное письмо № ПЗ-1/2011). Четыре года назад финансисты выпускали аналогичные рекомендации. Но за это время законодательство о бухгалтерском учете претерпело изменения, что и обусловило появление новых пояснений.

Что берем на вооружение

Финансисты напомнили некоммерческим организациям, какими документами нужно руководствоваться при составлении бухгалтерской отчетности. В первую очередь, это Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете).

Также необходимо руководствоваться:

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение № 34н);

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н;

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Обратите внимание, в эти документы были внесены изменения, которые необходимо учесть при составлении отчетности за 2011 г. (приказы Минфина России от 08.11.2010 № 142н, от 25.10.2010 № 132н и от 24.12.2010 № 186н).

В прежних разъяснениях, данных финансистами некоммерческим организациям в информационном письме от 01.01.2007 № ПЗ-1/2007 (далее - Рекомендации № ПЗ-1/2007), специалисты Минфина России также рекомендовали пользоваться вышеназванными документами (за исключением приказа Минфина России от 29.07.98 № 34н, который на тот момент содержал много устаревших положений).

Кроме того, нужно помнить, что начиная с отчетности за 2011 г. изменены формы бухгалтерской отчетности. Теперь они утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - приказ № 66н).

Состав отчетности

Некоммерческим организациям предоставлено право не раскрывать отдельные показатели в бухгалтерской отчетности.

Так, они не обязаны раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Также некоммерческим организациям разрешается не представлять отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения № 34н). Если же компания примет решение сформировать такой отчет, она должна следовать нормам нового ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденного приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н.

Что касается формы отчета о целевом использовании полученных средств, то в обязательном порядке ее должны применять только общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательскую деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). А как же быть другим некоммерческим организациям?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 4 приказа № 66н. В этой норме сказано, что для остальных некоммерческих организаций данная форма является рекомендованной и применяется она при формировании соответствующих пояснений к балансу. Но, на наш взгляд, указанный отчет все-таки лучше составлять всем некоммерческим организациям, тем самым будут выполнены требования о достоверности бухгалтерской отчетности. Заметим, что в прежних Рекомендациях № ПЗ-1/2007 специалисты Минфина России придерживались именно такой точки зрения.

В отношении общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), следует отметить, что они представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год и в нее входят:

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет о целевом использовании имущества (п. 4 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете).

Остальные некоммерческие организации представляют отчетность в общеустановленном порядке: квартальную - в течение 30 дней по окончании квартала, годовую - в течение 90 дней по окончании года.

При составлении отчетности необходимо помнить, что некоммерческие организации самостоятельно определяют детализацию показателей баланса и отчета о прибылях и убытках, а также содержание пояснений (п. 3 и 4 приказа № 66н).

Как и прежде, при формировании показателей бухгалтерской отчетности некоммерческая организация должна исходить из требований существенности. При этом критерии существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения организации определяют самостоятельно.

В информационном письме № ПЗ-1/2011 специалисты Минфина России рассмотрели особенности формирования некоммерческими организациями показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств с учетом требований действующего законодательства.

Наименование показателя

Особенности формирования показателей

Группа статей «Основные средства»

Отражается первоначальная стоимость основных средств:

Закрепленных на праве оперативного управления или переданных некоммерческой организации в хозяйственное ведение;

Приобретенных за счет средств, выделенных учредителями;

Полученных в качестве добровольных имущественных взносов (паевых взносов) и пожертвований;

Приобретенных за счет целевых взносов на приобретение (создание) объектов основных средств (в том числе общего пользования).

При этом основные средства должны быть предназначены для обеспечения уставной (включая предпринимательскую) деятельности некоммерческой организации.

Аналитический учет основных средств должен обеспечить получение данных о наличии и движении объектов.

Информация об износе основных средств, начисляемом линейным способом, раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Выбытие объектов основных средств из-за невозможности использования отражается как уменьшение по группам статей «Основные средства»
и «Добавочный капитал» (по обособленной статье, именуемой, например, «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»). Одновременно производится уменьшение соответствующего показателя сумм износа по объектам основных средств в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Информация об имуществе, приобретенном потребительским кооперативом граждан с целью предоставления во владение и пользование членам кооператива, а не для использования
в своей деятельности и по своему усмотрению, раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, в оценке, определяемой исходя из величины обязательств членов кооператива по указанному имуществу

Уточнено, что информация об износе основных средств, начисляемом линейным способом и учитываемом за балансом, раскрывается
в таблице пояснений «Наличие и движение основных средств» соответственно по графам «Накопленный износ» и «Начисленный износ».

А информация об имуществе, приобретенном потребительским кооперативом граждан и учитываемом за балансом, раскрывается
в таблице пояснений «Иное использование основных средств».

Выбытие основных средств из-за невозможности использования отражается как уменьшение по группам статей «Основные средства» и «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»

Группа статей «Запасы»

Отражаются остатки предназначенных для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации и принадлежащих ей на праве собственности или ином вещном праве материально-производственных ценностей.

Некоммерческая организация может не включать в указанную группу статью «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» при отсутствии значительных остатков и наличии эффективной системы оперативного контроля за расходованием таких ценностей. В этом случае материальные ценности, используемые для управленческих нужд, признаются в качестве расхода соответственно по группам статей «Расходы на содержание аппарата управления» и «Расходы на целевые мероприятия» непосредственно в Отчете о целевом использовании полученных средств

Порядок остался прежним

Статья «Затраты в незавершенное строительство» в группе статей «Запасы»

Заполняется при наличии расходов по незаконченным работам и незавершенному оказанию услуг в соответствии с предметом и целями деятельности. Указанные расходы отражаются на счетах учета расходов по обычным видам деятельности, предусмотренных Планом счетов

Уточнено, что показатель заполняется при наличии существенных затрат по незаконченным работам и незавершенному оказанию услуг. Кроме того, указанные затраты отражаются на счетах раздела III «Затраты на производство» Плана счетов

Группа статей «Дебиторская задолженность»

Потребительские кооперативы отражают задолженность членов кооператива, имеющих право на паенакопления, при передаче членам кооператива имущества, предназначенного для предоставления во владение и пользование его членам. Возникновение такой задолженности обусловлено обязательствами члена кооператива по выплате паевого взноса, либо по возврату предоставленного ему во владение и пользование имущества
в случае невыплаты паевого взноса, либо по иным основаниям, предусмотренным уставом кооператива

Дополнено, что исходя из Положения
№ 34н резервы по сомнительным долгам создаются по дебиторской задолженности юридических
и физических лиц
в момент признания ее сомнительной
с учетом требования своевременности отражения в бухучете фактов хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ 1/2008

Группа статей «Финансовые вложения» в разделе I
«Внеоборотные активы» и группа статей «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» в разделе II
«Оборотные активы»

Кредитный потребительский кооператив граждан отражает величину займов, предоставленных своим членам за счет фонда финансовой взаимопомощи, сформированного в установленном порядке кредитным потребительским кооперативом граждан.

При заполнении указанных статей необходимо руководствоваться ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Изменена группировка статей. Ранее была предусмотрена группа статей «Долгосрочные финансовые вложения» и группа статей «Краткосрочные финансовые вложения».

Группа статей «Денежные средства
и денежные эквиваленты»

Отражаются остатки денежных средств на отдельном банковском счете, предназначенном для осуществления расчетов, связанных с получением денежных средств на формирование целевого капитала, передачей денежных средств, составляющих целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, пополнением уже сформированного некоммерческой организацией целевого капитала в соответствии с условиями договора пожертвования или завещания, а также с использованием, распределением дохода от целевого капитала.

Операции, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом, отражаются в порядке, установленном приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н.

Личные сбережения граждан, переданные на основании договора в пользование кредитному потребительскому кооперативу, учитываются и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от других средств фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива

Порядок заполнения показателя остался прежним

Раздел III «Целевое финансирование»

Вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» некоммерческая организация включает статьи «Паевой фонд», «Целевой капитал», группы статей «Целевые средства», «Резервный и иные целевые фонды» (в зависимости от вида некоммерческой организации)

В список заменяемых показателей добавлен «Добавочный капитал». А в перечень включаемых показателей - «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»

Статья «Паевой фонд»

Заполняется потребительскими кооперативами. По данной статье отражается следующая информация:

О паевых взносах пайщиков потребительских кооперативов, членов кредитных потребительских кооперативов граждан, отнесенных на статью «Расчеты с пайщиками» группы статей «Дебиторская задолженность»;

О паевых взносах членов потребительского кооператива граждан, имеющих право на паенакопления, поступающих в качестве источников формирования имущества, необходимого для удовлетворения имущественных потребностей членов потребительского кооператива. При полной выплате членом кооператива паевого взноса соответствующая сумма обязательств члена кооператива по возврату предоставленного ему имущества, отраженная по статье «Расчеты с пайщиками» группы статей «Дебиторская задолженность», уменьшает статью «Паевой фонд».

Указанные паевые взносы отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от вступительных взносов и других источников целевого финансирования расходов на содержание аппарата управления потребительского кооператива граждан, отражаемых по статье «Целевые средства»

Порядок заполнения показателя остался прежним

Статья «Целевой капитал»

Включается в баланс некоммерческой организацией, формирующей целевой капитал (целевые капиталы). По ней раскрывается информация о величине сформированного на отчетную дату целевого капитала некоммерческой организации.

Со дня передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным и отражается как увеличение по статье «Целевой капитал»
и как уменьшение по статье «Задолженность перед жертвователями» по группе статей «Кредиторская задолженность»

Порядок заполнения показателя остался прежним

Статья «Целевые средства»

Здесь отражаются:

Неиспользованные на отчетную дату целевые средства, предназначенные для обеспечения некоммерческой организацией целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, отраженные в отчете о целевом использовании полученных средств;

Чистая прибыль/убыток от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, сформированная по итогам ее деятельности за отчетный год и предназначенная на финансовое обеспечение уставной деятельности в последующие периоды в соответствии с утверждаемой сметой.

Указанные виды средств целесообразно показывать в балансе обособленно.

Группа статей «Целевые средства» увязывается
с отдельными статьями, отражаемыми в разделе I «Внеоборотные активы», в разделе II «Оборотные активы» по группам статей «Запасы», «Денежные средства», «Краткосрочные финансовые вложения» на суммы полученных некоммерческой организацией денежных средств и имущественных взносов от учредителей (членов), а также иных поступлений.

При принятии некоммерческой организацией решения о раскрытии информации о задолженности по членским взносам или иным ожидаемым поступлениям, суммы начисленной задолженности отражаются по группе статей «Дебиторская задолженность».

Использование средств целевого финансирования, полученного некоммерческой организацией в виде инвестиционных средств на приобретение и (или) создание основных средств, включая общего пользования, раскрывается как уменьшение по группе статей «Целевые средства» и соответственно как увеличение статьи, именуемой «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», по группе статей «Добавочный капитал».

Информация о целевом использовании некоммерческой организацией полученных средств (по форме, структуре, составу источников поступления и направлениям использования) раскрывается в отчете о целевом использовании полученных средств

Исключено требование о том, что чистая прибыль должна быть предназначена на финансовое обес­печение уставной деятельности в последующие периоды в соответствии
с утвержденной сметой. Исключена фраза о целесооб­разности отдельного отражения неиспользованных средств и чистой прибыли/убытка.

Уточнено наименование статей, с которыми увязывается группа статей «Целевые средства». Вместо статьи «Денежные средства» значится статья «Денежные средства и их эквиваленты», а вместо статьи «Краткосрочные финансовые вложения» - статья «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)»

Группа статей «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»

По этой группе статей отражаются:

Средства целевого финансирования, полученного некоммерческой организацией в виде инвестиции на приобретение и (или) создание основных средств, включая общего пользования, в том числе выделенных в неделимый фонд;

Средства фонда финансовой взаимопомощи, созданного в установленном порядке кредитным потребительским кооперативом граждан.

Указанная информация раскрывается обособ­ленно, например, по статьям, именуемым соответственно «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» и «Фонд финансовой взаимопомощи»

Изменено название группы статей. Раньше она называлась «Добавочный капитал». Поэтому Минфин России рекомендовал отражать указанную информацию, например, по статье «Фонд финансовой взаимопомощи». В остальном порядок формирования показателя остался прежним

Группа статей «Резервный и иные целевые фонды»

Включаются показатели, раскрывающие величину резервного и иных целевых, специальных фондов, предусмотренных законодательством РФ и уставом некоммерческой организации

Порядок заполнения показателя остался прежним

Группа статей «Оценочные обязательства»

Такая группа статей в балансе отсутствовала

Сюда включаются показатели, учитывающие оценочные обязательства, отражаемые на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». При признании оценочного обязательства в соответствии ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива

Некоммерческие организации отражают в отчете о прибылях и убытках причитающиеся (полученные) ими доходы от предоставления за плату во временное владение и (или) пользование объектов недвижимости, доходы от продажи активов, иные доходы, связанные с предпринимательской и иной уставной деятельностью.

Если некоммерческая организация формирует целевой капитал, то она раскрывает доходы от использования имущества, составляющего целевой капитал и размещаемого некоммерческой организацией самостоятельно и через доверительных управляющих.

В зависимости от существенности вышеназванные доходы отражаются в виде отдельных статей отчета о прибылях и убытках либо включаются в статью «Прочие доходы».

В отчете о прибылях и убытках некоммерческая организация должна раскрыть расходы, связанные с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, и вознаграждение управляющей компании, осуществляемые за счет доходов от целевого капитала в соответствии с законодательством РФ. Так же как и доходы, названные расходы в зависимости от их существенности отражаются в виде отдельных статей отчета о прибылях и убытках либо включаются в статью «Прочие расходы».

Сумма чистой прибыли отчетного года списывается некоммерческой организацией заключительными оборотами декабря в кредит счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». В балансе она отражается в разделе III «Целевое финансирование» по группе статей «Целевые средства», а в отчете о целевом использовании полученных средств по статье «Прибыль от предпринимательской деятельности организации».

В аналогичном порядке отражается и сумма чистого убытка, с той лишь разницей, что он списывается в дебет счета 86, а в отчете о целевом использовании полученных средств этот убыток показывается в составе использованных средств по статье «Прочие» с выделением в случае существенности обособленной статьи «Убытки от предпринимательской деятельности организации».

Что касается отчета о целевом использовании полученных средств, то рекомендации Минфина России по его формированию практически остались прежними. В новых разъяснениях финансисты уточнили, что по статье «Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)» включаются изменения за отчетный период величины оценочных обязательств:

По оплачиваемым отпускам работника;

По вознаграждениям работникам в виде стимулирующих выплат (вознаграждения по итогам года, премии, бонусы и т.п.), в виде выходных пособий и иных выплат при расторжении трудового договора;

По обеспечению вознаграждений работников после расторжения трудового договора с организацией в виде пенсий, страховых и иных выплат и т.п.

И последний момент, на который следует обратить внимание некоммерческим организациям при составлении бухгалтерской отчетности. Он касается тех компаний, которые обнаружили существенные ошибки предшествующих отчетных периодов и исправили в 2011 г. или же вносили изменения в учетную политику. Такая информация раскрывается в таблице 2 «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» отчета о движении капитала. При этом вместо показателя «Капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» указанной таблицы некоммерческая организация включает соответственно показатели «Целевое финансирование» и «Целевые средства».

ТОЧКА ОТЧЕТА

Советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, финансовый директор компании «БухгалтерияПлюс», член Палаты налоговых консультантов России

В последнее время произошли существенные изменения российских стандартов бухгалтерского учета, значительно меняющие правила формирования бухгалтерской отчетности. В частности, изменения коснулись состава бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, применяющих УСН, и формирования ими бухгалтерского баланса.

Для НКО никаких ограничений в применении УСН налоговым законодательством не установлено. При соблюдении общих требований, установленных гл. 26.2 НК РФ , некоммерческие организации вправе применять «упрощенку». Кроме того, на них не распространяется ограничение на применение УСН в случае, когда доля участия других организаций в них составляет более 25%, поскольку такого понятия, как уставный капитал, для НКО не существует.

Состав бухотчетности НКО и субъектов малого предпринимательства

На практике большинство социально ориентированных НКО относятся к субъектам малого предпринимательства и, как правило, применяют УСН.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Новое в формах отчетности

Новыми для некоммерческих организаций являются не только названия части отчетных форм, но и их содержание. Эти формы значительно упрощают раскрытие информации НКО в бухгалтерской отчетности.

Активы и пассивы нового баланса содержат укрупненные статьи. Так, активы баланса социально ориентированных НКО подразделяются всего на четыре крупные статьи:

1) материальные внеоборотные активы (которые включают в соответствии с приказом № 66н основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства);

2) нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы (к которым согласно приказу № 66н относятся: результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы);

3) денежные средства и денежные эквиваленты;

4) другие оборотные активы (включающие в соответствии с приказом № 66н запасы и дебиторскую задолженность).

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

Некоммерческие организации для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности могут применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением № 6 к приказу № 66н.

Письмо от 27.12.2013 № 07-01-06/57795

Пассивы данного баланса включают всего пять строк:

1) целевые средства;

2) фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды;

3) долгосрочные обязательства;

4) кредиторская задолженность;

5) другие краткосрочные обязательства.

При этом статьи активов и пассивов бухгалтерского баланса НКО не объединяются в разделы.

Сравнение форм баланса для СМП и социально ориентированных НКО позволяет отметить, прежде всего, существенное упрощение раскрытия информации, при этом форма баланса СМП, в отличие от формы баланса для социально ориентированных НКО, характеризуется лишь несколько большей детализацией статей.

Соотношение статей бухгалтерских балансов организаций – субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО

Статья бухгалтерского баланса организаций – субъектов малого предпринимательства

Статья бухгалтерского баланса социально ориентированных НКО

Статьи актива

Материальные внеоборотные активы

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

(Отражаются в составе других оборотных активов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Финансовые и другие оборотные активы

Другие оборотные активы

Статьи пассива

Капитал и резервы

Целевые средства

Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды

Долгосрочные заемные средства

Долгосрочные обязательства

Другие долгосрочные обязательства

Краткосрочные заемные средства

Отражаются в составе других
краткосрочных обязательств

Кредиторская задолженность

Другие краткосрочные обязательства

В то же время при расшифровке показателей, отражаемых по статьям утвержденных форм, в приказе № 66н указаны не все объекты, которые следует по ним отражать. Так, в строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы» не включены долгосрочные финансовые вложения; не указано, по какой статье должны отражаться доходные вложения в материальные ценности и краткосрочные финансовые вложения. Также не говорится о том, какие именно объекты учета должны отражаться по строкам «Кредиторская задолженность», «Другие краткосрочные обязательства» и «Долгосрочные обязательства».

ПЕРВОИСТОЧНИК

НКО вправе исправлять ошибки предшествующего отчетного года (как существенные, так и несущественные), выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, записями текущего периода по соответствующим счетам в корреспонденции со счетом 91, без пересчета (исправления) показателей бухгалтерской отчетности предыдущих отчетных периодов.

Вероятно, что в данном случае доходные вложения в материальные ценности следует показывать по той же строке, по которой отражаются основные средства, поскольку они, согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», также являются основными средствами.

Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), по мнению автора, социально ориентированные НКО должны показывать по статье «Другие оборотные активы», так как указанные вложения не относятся к объектам, отражаемым по иным строкам актива баланса НКО. Долгосрочные финансовые вложения следует отразить по статье «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы».

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

  • налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»