С 1 января 2011г. предприятия, оказывающие медицинские (и) или образовательные услуги, могут пользоваться для расчета налога на прибыль ставкой 0%, т.е. фактически не платить налог на прибыль.

 

Кто вправе пользоваться льготой? Каковы особенности ее применения? На эти вопросы вы найдете ответ в нашем материале.

Право пользоваться такой ставкой налогоплательщикам дает ст. 284.1 НК РФ , положения которой актуальны до 01.01.2020г.

Кто может пользоваться?

Это медицинские и образовательные организации, деятельность которых попадает в специальный Перечень, который утвержден постановлением Правительства № 917 от 10.11.2011г .

Важно! Курортно-санаторные услуги к “льготируемым” видам деятельности не относятся. Лечебные предприятия (ОКВЭД 85.11) могут выбирать коды: 85.11.1 (“Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных”) или 85.11.2 (“Деятельность санаторно-курортных учреждений”). И, если учреждение укажет при регистрации код 85.11.2, налог на прибыль по нулевой ставке оно в дальнейшем рассчитывать не сможет.

Кроме того, необходимо выполнение следующих условий:

  • У предприятия есть соответствующая его деятельности лицензия (образовательная, медицинская).
  • Доходы от такой лицензируемой деятельности (а также от НИОКР) должны быть не менее 90% от доходов, составляющих налоговую базу по ст.25 НК РФ. При этом если организация ведет и образовательную деятельность, и медицинскую одновременно, доходы от них суммируются.
  • В штате медицинского предприятия на протяжении налогового периода не меньше половины от общего количества работников - это специалисты, имеющие сертификат.
  • Штат организации состоит не менее чем из 15 сотрудников. В течение всего года условие это должно соблюдаться непрерывно.
  • У предприятия в налоговом периоде отсутствуют операции по векселям и срочным сделкам.

Важно! Если не будет соблюдено хотя бы одно из перечисленных выше условий, организация обязана рассчитать налог по ставке 20%. В случае же неправомерного применения льготы необходимо будет уплатить в бюджет налог в полном объеме со всеми штрафными санкциями и подать уточненные декларации.

Как перейти на уплату нулевой ставки по налогу на прибыль?

Не позже чем за месяц до начала года использования льготной ставки нужно предоставить в территориальную налоговую инспекцию:

  • заявление;
  • ксерокопии соответствующих лицензий.

Важно! Документы подаются только один раз, даже если нулевая ставка будет применяться предприятием в течение нескольких лет. Ежегодного подтверждения не требуется.

Как отчитываться?

По окончании года применения нулевой ставки предприятие в установленные для годовой декларации сроки должно предоставить налоговому органу:

  • расчет доли доходов от ведения лицензируемой деятельности по отношению к общему суммарному доходу;
  • справку о количестве штатных сотрудников;
  • медицинские предприятия дополнительно предъявляют сведения о персонале по форме ММВ-7-3/892@ , имеющем сертификат специалиста.

Важно! “Внутри” года за отчетные периоды документы на подтверждение нулевой ставки подавать не нужно. Однако декларации по налогу на прибыль предоставляются по срокам в общем порядке.

Особенные случаи

  1. По мнению МФ РФ организации не могут пользоваться льготой сразу после своего создания. Это возможно не раньше, чем наступит следующий налоговый период (письмо 03-03-10/23) .
  2. Не смогут сразу применять ставку 0% и предприятия, утратившие право на УСН (письмо 03-03-06/4/90) . В этом случае льгота может использоваться со следующего после потери права на УСН года. Документы на льготу подаются в обычном порядке.
  3. Если предприятие, применяющее нулевую ставку, захочет перейти на общую 20%-ную ставку, оно должно направить в свой налоговый орган соответствующее заявление. Важно! В случае, когда переход на общую ставку происходит не с начала года, налог должен быть восстановлен и уплачен с пенями .
  4. Организации, которые с нулевой ставки перешли на общую, не могут воспользоваться льготой повторно в течение 5-ти лет (отсчет ведется от начала года, в который произошел переход на общую ставку).

Если право на нулевую ставку по налогу на прибыль утрачено образовательной организацией, повторно ее применить она сможет не ранее чем через пять лет. А как быть организации, которая уже применяла указанную ставку, а затем перешла на «упрощенку»? Налоговики дали ответ на вопрос в письме от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4687@.

Применение нулевой ставки

Ставки по налогу на прибыль определены статьей 284 Налогового кодекса РФ. Общеустановленная ставка в размере 20 процентов предусмотрена пунктом 1, а ставка в размере 0 процентов – пунктом 1.1 этой статьи. Льготной ставкой могут воспользоваться организации, которые ведут образовательную и (или) медицинскую деятельность, включенную в Перечень видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 917. Особенности ее применения определены статьей 284.1 Налогового кодекса РФ. Воспользоваться нулевой ставкой организация может при одновременном соблюдении ряда условий (п. 3 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ), а именно если:

1) имеет лицензию (лицензии) на ведение образовательной и (или) медицинской деятельности;

2) ее доходы за год от образовательной (и медицинской при наличии) деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 процентов общих доходов (либо доходы отсутствуют);

3) в ее штате непрерывно в течение года числятся не менее 15 работников;

4) не совершает в течение года операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

При ведении медицинской деятельности дополнительное условие – наличие в штате организации медперсонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение года не менее 50 процентов.
Утрата права на применение льготной ставки

Если в течение года, в котором применялась льготная ставка, образовательная организация нарушила хотя бы одно из условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ, она утрачивает право на ее применение с начала этого года (п. 4 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ). То есть с начала года, в котором утрачено право на нулевую ставку, организация переходит на ставку по налогу 20 процентов.

Образовательные и медицинские организации, применявшие ставку по налогу на прибыль 0 процентов и перешедшие на применение ставки 20 процентов, не вправе повторно перейти на применение нулевой ставки в течение пяти лет. Этот срок начинается с налогового периода (года), в котором они перешли на применение общеустановленной налоговой ставки (п. 8 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ).
Добровольный отказ от льготы

Перестать применять нулевую ставку организация может и добровольно. Например, если она решила со следующего года перейти на «упрощенку». В этом случае организация не нарушает условия, преду­смотренные пунктом 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ. А значит, на нее не распространяется пятилетний запрет на повторное применение ставки 0 процентов. Поэтому она вправе вновь перейти на применение данной ставки при соблюдении условий, установленных статьей 284.1 Налогового кодекса РФ. Именно к такому выводу пришли налоговики в своем письме № ГД-4-3/4687@, которое размещено на сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

Важно запомнить

Добровольный отказ от применения ставки 0 процентов по налогу на прибыль и переход на применение «упрощенки» не лишает образовательную организацию права на повторный переход на ее применение. Разумеется, при соблюдении всех необходимых условий, позволяющих использовать нулевую ставку.

Образовательные и медицинские организации имеют возможность до 1 января 2020 года применять нулевую ставку по налогу на прибыль. Для того чтобы начать использовать льготы, нужно подать документы в инспекцию до конца ноября текущего года. Рассмотрим особенности применения льготной ставки по налогу на прибыль.

Нулевая ставка по налогу на прибыль

Применение льготной ставки по налогу на прибыль возможно только при ведении тех видов деятельности, которые включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 917 (далее – Перечень № 917). В указанный перечень вошли 10 видов образовательной и 124 вида медицинской деятельности.

Все про льготы по налогу на прибыль для учреждений и применению нулевой ставки T1M28S Льготы по налогу на прибыль для учреждений

Льготы по налогу на прибыль в отношении медицинской помощи

Виды деятельности, приведенные в пункте 2 Перечня № 917, соответствуют перечню, который приведен в приложении к Положению о лицензировании деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 . В Перечень № 917 вошли не только распространенные виды медицинской деятельности, но и услуги неежедневного спроса. В частности, терапевтическая и хирургическая косметология, мануальная терапия, стоматология и челюстно-лицевая хирургия, диетология, массаж, лечебная физкультура и спортивная медицина. Также льгота по налогу на прибыль применима и для учреждений, занимающихся различными медэкспертизами, клинической лабораторной диагностикой, лабораторным и сестринским делом, медицинской статистикой.

Следует отметить, что деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности для целей применения нулевой ставки по налогу на прибыль. Это прямо установлено пунктом 1 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ. На это же обращал внимание Минфин России в письме от 18 мая 2012 г. № 03-03-06/1/252 .

Льготы по налогу на прибыль в отношении образовательных услуг

Допустимые виды деятельности для учреждений, которые оказывают услуги, приведены в пункте 1 перечня № 917. К ним отнесена реализация:

1) основной программы дошкольного образования;

2) аккредитованной основной программы: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования (программ бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры);

3) основных программ послевузовского профессионального образования;

4) дополнительных программ;

5) программ профессиональной подготовки, осуществляемой образовательными учреждениями.

Таким образом, вне зависимости от того, относится учреждение к государственным или к негосударственным, оно вправе применить нулевую налоговую ставку при исчислении налога на прибыль, если оказывает перечисленные выше образовательные услуги и соответствует критериям, предусмотренным статьей 284.1 Налогового кодекса РФ. Организации дополнительного образования могут воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль на общих основаниях (письмо ФНС России от 5 сентября 2013 г. № ЕД-4-3/16105@).

Разъяснения о применении льготной ставки 0 процентов по налогу на прибыль также были приведены в письмах Минфина России от 18 мая 2015 N 03-03-06/4/28455, от 1 июня 2011 г. № 03-03-06/4/59 , от 14 марта 2011 г. № 03-03-06/4/19 .

Разъяснения финансового ведомтва о применении нулевой ставки по налогу на прибыль организацией в Республике Крым и г. Севастополе даны в Письме от 11.11.2015 N 03-03-10/64941.

Условия для получения льготы по налогу на прибыль

Медицинские (образовательные) организации вправе применять налоговую ставку 0 процентов только при соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ):

  • ведет образовательную и (или) медицинскую деятельность, включенную в Перечень № 917;
  • имеет лицензию (лицензии) на ведение образовательной и (или) медицинской деятельности;
  • ее доходы за год от образовательной (и медицинской при наличии) деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 процентов общих доходов (либо доходы отсутствуют);
  • в ее штате непрерывно в течение года числится не менее 15 работников;
  • организация не совершает в течение года операций (срочных сделок) с векселями и финансовыми инструментами.

Расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

Для медицинских организаций средства, полученные в виде оплаты услуг, оказываемых по программам обязательного медицинского страхования (ОМС), относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Данные разъяснения были ранее приведены в письме Минфина России от 12 мая 2011 г. № 03-03-07/15 .

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ, при расчете доходов для целей налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Таким образом, при определении критерия, установленного подпунктом 2 пункта 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ, доходы организации от реализации при ведении ею видов деятельности, входящих в Перечень № 917, учитываются за минусом сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) данных услуг. На это указано в письме Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/580.

Если условие о процентном соотношении доходов не соблюдается, то организации следует рассчитать налог на прибыль по ставке 20 процентов с начала года (п. 4 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ). Кроме того, с учреждения будут взысканы пени за несвоевременную уплату налога на прибыль.

Определяем численность сотрудников для применения льготы по налогу на прибыль

Если учреждение ведет и образовательную, и медицинскую деятельность из Перечня № 917 и при этом доходы от деятельности по отдельности составляют менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы, то для применения нулевой налоговой ставки должно быть выполнено условие о наличии в штате учреждения медперсонала с сертификатами специалистов (не менее 50 процентов в общей численности работников в течение налогового периода). Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 23 мая 2012 г. № 03-03-06/4/45 . Условия об общей численности работников, а также численности медицинского персонала с сертификатами специалиста нужно выполнять непрерывно в течение налогового периода по состоянию на любую дату.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 21 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/580, для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников. Порядок расчета списочной численности разъяснен в приказе Росстата от 24 октября 2011 г. № 435 . В соответствии с указаниями Росстата по заполнению «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» численность работников списочного состава за каждый рабочий день соответствует данным табеля учета рабочего времени сотрудников. Напомним, на основании этого табеля устанавливается число явившихся и не явившихся на работу.

Для перехода на нулевую ставку по налогу на прибыль учреждение представляет в налоговые органы заявление на применение 0 ставки и копию лицензии на образовательную или медицинскую деятельность. Причем сделать это необходимо не позднее чем за месяц до начала налогового периода, с которого будет применяться нулевая ставка налога на прибыль (п. 5 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ).

Льготная ставка: образовательные и медицинские услуги одновременно

Если учреждение одновременно ведет деятельность, то для определения процентного соотношения доходов выручка от их ведения суммируется. Если доходы от них по отдельности составляют менее 90 процентов доходов, учитываемых при определении налоговой базы, то нужно соблюсти рассмотренное выше условие о наличии в штате организации медицинского персонала с сертификатами специалистов. А вот если доходы от образовательной деятельности составляют не менее 90 процентов, соблюдать условие о численности медперсонала не обязательно. Аналогичные разъяснения приведены в уже упоминавшемся письме Минфина России от 23 мая 2012 г. № 03-03-06/4/45, а также в письмах ФНС России от 21 февраля 2012 г. № ЕД-4-3/2858@ , УФНС России по Москве от 5 марта 2012 г. № 16-15/018805@ .

Однако справедливости ради отметим, что некоторые судьи с позицией чиновников не согласны. В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2013 г. № 17АП-8050/2013-АК арбитры пришли к выводу, что статья 284.1 Налогового кодекса РФ не содержит никаких ограничений относительно налогоплательщиков, имеющих право на нулевую ставку в зависимости от системы налогообложения, ими применяемой. Статья не ограничивает применение такой ставки ни для вновь созданных организаций, ни для организаций, применявших упрощенную систему налогообложения.

Казенные учреждения вправе не платить НДС при реализации, но льгота распространяется не на все операции. В частности, продажа товаров, по общему правилу, облагается НДС. Как казенному учреждению заплатить НДС, в статье "НДС в казенном учреждении" .

Право на льготную ставку нужно подтверждать

Правомерность применения нулевой ставки по налогу на прибыль нужно подтверждать ежегодно. Это установлено пунктом 6 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ. Для этого в инспекцию не позднее срока представления декларации по налогу на прибыль за год, в котором применялась нулевая ставка, нужно подать сведения:

  • о доле доходов от образовательной (и медицинской деятельности при ее наличии) в общей сумме доходов;
  • о численности работников в штате.

Если образовательная организация ведет и медицинскую деятельность, то дополнительно подаются сведения о численности медперсонала с сертификатами специалиста в штате организации.

Фото Всеволода Альшанского, Кублог

В прошлом номере журнала мы рассмотрели конкретную ситуацию применения нулевой ставки налога на прибыль компанией, осуществляющей медицинскую деятельность . Сегодня же поговорим об освобождении от уплаты налога образовательных организаций, а точнее детских садов и школ с группами продленного дня. Благодаря поправкам в налоговом законодательстве, с 2016 года они получат право учитывать в составе льготируемых доходы от оказания не только образовательных услуг, но и услуг по присмотру и уходу за детьми. Наконец-то многие образовательные организации (особенно дошкольные) вздохнут с облегчением, поскольку без налоговых рисков смогут претендовать на льготу.

В НК РФ не разъяснено, что следует понимать под услугами по присмотру и уходу за детьми. В связи с этим в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения нужно руководствоваться положениями иных отраслей права, например, нормами Закона об образовании .

Согласно п. 34 ст. 2 данного закона присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать такие услуги, за которые с родителей (законных представителей) детей взимается плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

Кроме того, в п. 2 ст. 23 названного закона разъяснено, что дошкольная образовательная организация осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми . В задачи общеобразовательных организаций (школ) присмотр и уход за детьми не входит. Однако данными организациями могут быть созданы условия для этого в группах продленного дня.

Таким образом, Закон об образовании четко разграничивает процесс дошкольного (школьного) образования, объединяющий в себе обучение и воспитание детей, и осуществление присмотра и ухода за ними.

Общие требования к использованию льготы

Особенности применения образовательными организациями ставки 0% по налогу на прибыль установлены ст. 284.1 НК РФ. Услуги по присмотру и уходу за детьми в состав льготируемых видов деятельности включены Федеральным законом от 02.05.2015 № 110‑ФЗ (далее - Федеральный закон № 110‑ФЗ), который вступает в силу с очередного налогового периода, то есть с 2016 года.

Льготная ставка 0% применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п. 2 ст. 284.1 НК РФ). Исключение составляет налоговая база, ставки налога на прибыль по которой установлены ст. 284 НК РФ, а именно:

  • п. 1.6 - по прибыли контролируемых иностранных организаций;
  • п. 3 - по доходам в виде дивидендов;
  • п. 4 - по доходам по операциям с ценными бумагами.
Организации, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку налога на прибыль, если соблюдены следующие условия:

Время действия льготы

В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395‑ФЗ и ст. 2 Федерального закона № 110‑ФЗ деятельность образовательных организаций по присмотру и уходу за детьми льготируется в период с 01.01.2016 до 01.01.2020.

Кто имеет право воспользоваться льготой?

Нововведения в ст. 284.1 НК РФ благоприятно скажутся прежде всего на детских садах, получающих от родителей своих воспитанников соответствующую плату, которая ранее не признавалась льготируемым доходом. Данное обстоятельство, как правило, не позволяло дошкольным образовательным организациям применять нулевую ставку налога на прибыль из-за невыполнения условия о структуре доходов. Хотя, отметим, некоторым из них все же удавалось воспользоваться льготой и до 01.01.2016 .

Поправки в законе дают выгоду и школам, совмещающим образовательную деятельность и присмотр, уход за детьми. Теперь им не придется «маскировать» под образовательные услуги группы продленного дня.

В силу п. 1 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Для образовательных организаций наиболее распространенной организационно-правовой формой является предусмотренное пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ учреждение (в том числе частное).

При этом согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99‑ФЗ (на что указано в п. 1 ст. 91 Закона об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Таким образом, с 01.01.2016 число налогоплательщиков, претендующих на применение ставки 0% по налогу на прибыль в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, пополнится образовательными некоммерческими организациями, созданными преимущественно в форме учреждения и осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность, а также уход и присмотр за детьми.

Совмещение льготируемых видов деятельности

Повторим, условия, при соблюдении которых налогоплательщик, осуществляющий образовательную (в том числе присмотр и уход за детьми) и (или) медицинскую деятельность, может применять нулевую ставку, установлены ст. 284.1 НК РФ. Вместе с тем облагать прибыль по ставке 0% вправе организации, оказывающие социальные услуги гражданам (ст. 284.5 НК РФ).

На первый взгляд может показаться, что совмещение образовательных, медицинских и социальных услуг никак не испортит картину, поскольку все эти виды деятельности льготируются. Но применительно к организациям, оказывающим преимущественно образовательные услуги, дело обстоит не так.

Социальное обслуживание граждан регулируется отдельной нормой. Поэтому добиться того, чтобы в структуре общих доходов организации выручка от оказания образовательных и социальных услуг одновременно составляла 90% по каждому виду деятельности , невозможно.

Из дословного прочтения ст. 284.1 НК РФ видно, что доходы от образовательных и медицинских услуг суммируются. Однако если предел в 90% достигается только с помощью прибавления выручки от оказания медицинских услуг, то возникает дополнительное требование к численности и квалификации медперсонала , причем настолько жесткое, что достижимо только специализированными медицинскими организациями.

Следовательно, и медицинские услуги, и соцобслуживание не облегчают пользование льготой, а, наоборот, затрудняют. Желательно сочетание образовательных услуг с выполнением НИОКР, но подобные работы не свойственны детским дошкольным учреждениям.

Из вышесказанного вытекает, что детским садам лучше не отходить от основной деятельности с тем, чтобы 90% их доходов и выше формировалось за счет оказания услуг по уходу и присмотру за детьми и платных образовательных услуг.

Расчет доходов и доли льготируемых доходов

В пункте 1 ст. 248 НК РФ сказано, что к доходам в целях применения гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Для расчета доли льготируемых услуг по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 248 НК РФ, из доходов исключается НДС.

Как отмечено в ст. 284.1 НК РФ, образовательной считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 (далее - Перечень).

Для использования нулевой ставки процентное соотношение льготируемых доходов к их общей сумме необходимо соблюсти только по итогам налогового периода. Ведь выполнение данного условия по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, 9 месяцев) ст. 284.1 НК РФ не предусматривает (письма ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@, УФНС по г. Москве от 20.06.2012 № 16-15/053964@).

Порог в 90% - жесткая граница. Для детсадов и школ это означает, что придется строго контролировать следующие нельготирумые доходы:

  • доходы от не входящих в Перечень услуг;
  • курсовые разницы;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • проценты по депозитам банка;
  • безвозмездно полученное имущество;
  • средства, использованные не по целевому назначению.
По мнению автора, наибольший риск утраты права на льготное налогообложение сопряжен с нецелевым использованием средств, а также с операциями по сдаче имущества в аренду.

При этом доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении доходов для целей применения гл. 25 НК РФ не учитываются, а следовательно, не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, дивидендов, целевых поступлений.

В статье 250 НК РФ названы в том числе внереализационные доходы, которые самостоятельной природы не имеют, а являются производными от иных операций. К их числу можно отнести курсовые разницы от переоценки валюты, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, просроченную кредиторскую задолженность. Можно ли их квалифицировать как льготируемые доходы, если они вызваны льготируемыми операциями?

По поводу курсовой разницы Минфин (см. Письмо от 27.01.2015 № 03‑03‑06/1/2556) высказал следующее мнение: если организация осуществляет в налоговом периоде только деятельность, включенную в Перечень, при этом оплата таких услуг в том числе осуществляется в валюте, то положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой указанных валютных средств (обязательств), следует признать частью дохода, полученного налогоплательщиком в связи с образовательной деятельностью, и учесть при определении доли такого дохода в общей сумме доходов, полученных за налоговый период .

Аналогичная позиция, но только касающаяся курсовых разниц, возникших в результате переоценки долговых обязательств (зай­мов) в валюте, которые были привлечены для ведения деятельности, поименованной в Перечне, изложена финансистами в Письме от 29.05.2014 № 03‑03‑10/25627 (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 03.06.2014 № ГД-4-3/10510@).

Отметим, если положительная разница сформировалась из-за переоценки валютных средств, размещенных на депозите, то эта разница, наравне с процентами, формирует прочий, не подлежащий льготированию доход (письма Минфина России от 14.08.2015 № 03‑03‑06/4/47189, от 22.07.2015 № 03‑03‑06/42044).

Что касается полученных штрафов и зачисленной в доходы неистребованной кредиторской задолженности по договорам, связанным с образовательной деятельностью, полагаем, их суммы тоже можно включать в льготируемые доходы. Однако подобный подход сопряжен с соответствующими рисками. Во-первых, потому что внереализационные доходы не значатся в Перечне, а во-вторых, мнение чиновников, как показывает практика, не отличается постоянством. К примеру, позиция Минфина по поводу той же курсовой разницы по привлеченным займам в валюте ранее была иной (см. Письмо от 15.04.2013 № 03‑03‑06/1/12446).

Численность персонала

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ соблюдение условия о численности работников образовательной организации должно выполняться непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Для расчета данного показателя используется списочная численность работников, которая применяется для определения их среднесписочной численности, исчисляемой на основании Указаний Росстата (Письмо Минфина России от 07.11.2014 № 03‑03‑06/1/56356).

Предварительный порядок заявления льготы

Пунктом 5 ст. 284.1 НК РФ предусмотрено, что организации, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого она применяется, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, если образовательная организация до 2016 года не применяла ставку 0% вследствие того, что доходы от оказания услуг по присмотру и уходу за детьми не входили в состав льготируемых (в итоге условие о структуре доходов не выполнялось), то для перехода на льготный режим налогообложения ей необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление, приложив к нему предусмотренные НК РФ копии документов. Сделать это нужно было не позднее 30.11.2015. Данный срок крайне нежелательно пропускать (главное - успеть до 1 января 2016 года). Но если уж это произошло, то настаивайте на своем праве на льготу, используя позицию судов и контролеров по данному вопросу:

  • представление заявления и соответствующих документов для применения налогоплательщиком ставки 0% в срок не позднее, чем за один месяц до начала налогового периода, к условиям применения налоговой ставки 0% не относится, поэтому его нарушение само по себе не может являться основанием для отказа применения нулевой ставки (Постановление ФАС УО от 09.12.2013 № Ф09-12168/13 по делу № А60-9718/2013);
  • нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления само по себе не лишает его права на применение льготного режима налогообложения при условии, что этот выбор сделан налогоплательщиком до момента, с которого начнут формироваться его налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 0%, и показатели, используемые в оценке выполнения необходимых условий для данной преференции, то есть до начала налогового периода (Письмо ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@).

Последующий порядок подтверждения льготы

В силу п. 6 ст. 284.1 НК РФ образовательные организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они облагали прибыль по этой ставке, в сроки, установленные гл. 25 НК РФ для подачи налоговой декларации, обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения: Приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@ утверждена форма представления названных сведений, а формат их подачи в электронном виде - Приказом ФНС России от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@.

Об учете убытков

Использование льготы накладывает ограничение на перенос убытков на будущее. Пункт 1 ст. 283 НК РФ разрешает налогоплательщикам, понесшим убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Однако положения указанной нормы не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения доходов по ставке 0%.

Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщик не вправе переносить на будущее убытки, полученные при определении налоговой базы по соответствующим видам доходов, в отношении которой применялась ставка налога 0% (Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03‑03‑06/1/320).

Последствия утраты льготы

Согласно п. 4 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организациями, перешедшими на применение нулевой ставки налога на прибыль, хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 3 той же статьи, с начала налогового периода, в котором имело место такое несоблюдение, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ, то есть 20%. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в общем порядке (включая начисленные пени).

Но на этих, вполне ожидаемых, последствиях дело не заканчивается. На основании п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, облагавшие прибыль по нулевой ставке и перешедшие на применение ставки 20% в добровольном или принудительном порядке (вследствие утраты права на льготу), не могут повторно перейти на налого­обложение прибыли по ставке 0% в течение пяти лет (включая год, в котором произошла смена ставки).

Поскольку даже однократное лишение льготы влечет пятилетний мораторий на ее использование, налогоплательщикам, претендующим на применение нулевой ставки, следует все свои действия просчитывать крайне аккуратно. Например, в Постановлении АС ВВО от 17.12.2014 № Ф01-5369/2014 по делу № А43-591/2014 описана такая ситуация: налогоплательщик, решивший заявить льготу в отсутствие утвержденного Перечня, лишил себя права пользоваться ею как в год, в котором не был достигнут 90%-й предел льготируемых доходов (2011 год), так и в пятилетний период в целом (с 2011 года по 2015 год включительно).

Заключение

С учетом симметричных льгот по НДС (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ) и налогу на прибыль (ст. 284.1 НК РФ) деятельность образовательных дошкольных организаций на общей системе налогообложения выгоднее, чем на УСНО. При этом понятно, что использование спецрежима проще и безопаснее, чем выполнение всех условий, необходимых для применения льгот. Однако для средних и крупных детских садов нулевая ставка по налогу на прибыль несет безу­словную пользу.

См. статью Е. Г. Весницкой «О применении медицинскими и образовательными организациями льготной ставки по налогу на прибыль».

Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.

В редакции Федерального закона № 110‑ФЗ.

Определением ВС РФ от 27.04.2015 № 301-КГ15-2846 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Н. В. Никифорова , эксперт журнала

Сразу оговоримся, что данная статья адресована налогоплательщикам, пользующимся медико-образовательной льготой по налогу на прибыль, введенной с 01.01.2011 Федеральным законом № 395-ФЗ 1 . Указанный закон дополнил ст. 284 НК РФ п. 1.1, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, могут использовать нулевую ставку при исчислении налога на прибыль при условии соблюдения положений ст. 284.1 НК РФ. Рассмотрим некоторые вопросы применения льготного режима налогообложения, с которыми организации сталкиваются на практике 2 , а также поговорим о том, каким образом необходимо подтвердить его правомерность.

Кто вправе использовать льготный режим налогообложения

Формально ставка 0% не является налоговой льготой. Однако, по мнению автора, ее можно признать таковой. Ведь согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям лиц предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. При применении нулевой ставки хозяйствующий субъект фактически налог на прибыль в бюджет не вносит, как остальные налогоплательщики, облагающие свои доходы (за вычетом соответствующих расходов) по ставке 20%. Стало быть, налоговые преференции, установленные для образовательных и медицинских организаций п. 1.1 ст. 284 НК РФ, можно именовать льготным режимом налогообложения.

Подчеркнем, что применение нулевой ставки по налогу на прибыль - это не обязанность, а право налогоплательщика. Очевидно, ее использование выгодно организациям, имеющим прибыль. Ведь в силу п. 1 ст. 283 НК РФ на убытки, полученные плательщиками в период обложения доходов по ставке 0%, правила переноса на будущее не распространяются.

Поэтому если во время применения нулевой ставки деятельность хозяйствующего субъекта убыточна, то он и не воспользуется преимуществом в виде неуплаты налога на прибыль, и не сможет в последующие периоды уменьшить полученную прибыль на суммы убытков предыдущих лет.

Особенности медико-образовательной льготы изложены в ст. 284.1 НК РФ, положения которой в силу ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 395-ФЗ применяются с 1 января 2011 года до 1 января 2020 года. Из пункта 1 указанной статьи следует, что перейти на льготное налогообложение могут исключительно организации, которые осуществляют деятельность, поименованную в специально утвержденном Правительством РФ Перечне 3 . При этом деятельность, связанную с санаторно-курортным лечением, законодатели к медицинской не отнесли.

Таким образом, организации, осуществляющие данный вид деятельности, не имеют оснований для применения нулевой ставки. Как контролирующие органы определяют, связана или нет деятельность медицинской организации с санаторно-курортным лечением?

Информацию о видах деятельности налогоплательщика можно получить из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). В соответствии с пп. п п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ 4 в ЕГРЮЛ содержатся сведения о кодах видов экономической деятельности юридического лица, проставляемых согласно общероссийскому классификатору (ОКВЭД) 5 . Эти коды подлежат обязательному указанию в заявлении о государственной регистрации при создании организации и устанавливаются заявителем самостоятельно.

Отметим, что лечебные учреждения (код ОКВЭД 85.11) могут иметь один из двух кодов: 85.11.1 - деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных и 85.11.2 - деятельность санаторно-курортных учреждений. Поэтому если в ЕГРЮЛ вид экономической деятельности организации соответствует коду по ОКВЭД 85.11.2, контролирующие органы признают неправомерным применение нулевой ставки по налогу на прибыль. Причем не имеет значения, что санаторнокурортное учреждение располагает лицензиями на медицинскую деятельность, включенную в Перечень.

Например, в Письме от 18.05.2012 № 03-03-06/1/252 специалисты финансового ведомства рассмотрели вопрос применения льготного режима налогообложения организацией, осуществляющей на основании соответствующих лицензий около тридцати видов медицинской деятельности, входящих в Перечень. Между тем все оказываемые медицинские услуги связаны с санаторнокурортным лечением, о чем свидетельствует основной вид деятельности - код по ОКВЭД 85.11.2. Минфин полагает, что у такого медучреждения нет оснований для применения налоговой ставки в размере 0%, поскольку это прямо установлено ст. 284.1 НК РФ. Вместе с тем финансовое ведомство со всеми вопросами об определении деятельности, связанной с санаторно-курортным лечением, рекомендовало обращаться в Минздравсоцразвития.

Какие условия надо соблюсти для применения льготной ставки

В пункте 3 ст. 284.1 НК РФ приведены условия, выполнив которые налогоплательщик получает право на применение нулевой ставки по налогу на прибыль. Условие первое. У хозяйствующего субъекта должна быть одна или несколько лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, полученных в соответствии с действующим законодательством (пп. 1 п. 3 ст. 284.1 НК РФ). Это условие должно быть в обязательном порядке соблюдено до перехода на льготный режим налогообложения. Ведь согласно п. 5 указанной статьи организации, изъявившие желание применять ставку 0%, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого она будет применяться, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление и копии соответствующей лицензии (лицензий).

Контролеры также требуют, чтобы прописанное в пп. 1 п. 3 ст. 284.1 НК РФ условие было исполнено налогоплательщиком на дату окончания налогового периода. Так, в Письме от 30.01.2012 № 16-12/007416@ московские налоговики пришли к выводу: если образовательная организация на конец налогового периода не имеет действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности, она не может применить в декларации по налогу на прибыль нулевую ставку. Кроме того, если условие о наличии лицензии не будет выполнено и в следующем году, в декларациях за отчетные периоды этого года (до даты оформления новой лицензии) 0% заявляться также не должна.

Отметим, что в 2011 году произошли изменения в сфере законодательства о лицензировании: на смену Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности пришел Федеральный закон № 99-ФЗ 6 . Данный закон вступил в силу 03.11.2011 - по истечении 180 дней со дня его официального опубликования в Российской газете 06.05.2011 (№ 97), за исключением положений, для которых ст. 24 этого закона установлены иные сроки начала действия.

Перечень лицензируемых видов деятельности приведен в п. 1 ст. 12 Федерального закона от № 99-ФЗ. Образовательная и медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями, находящимися на территории инновационного центра Сколково) указаны в пп. 40 и 46 этого пункта. Правительство РФ в целях реализации названного закона утвердило ряд положений о лицензировании конкретных видов деятельности, содержащих исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (пп. 2 п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ).

Положение о лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением сколковцев), утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, о лицензировании образовательной деятельности - Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174. Кроме того, в силу пп. 3 п. 4 ст. 1 Федерального закона № 99-ФЗ порядок лицензирования образовательной деятельности также регламентирован ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 Об образовании.

Важно, что в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ лицензии действуют бессрочно, то есть предоставляются хозяйствующим субъектам на неопределенный срок (ранее лицензии, как правило, оформлялись на пять лет). Причем лицензии, выданные до внесения изменений в законодательство о лицензировании (несмотря на указание в них срока действия), становятся также бессрочными, но со дня вступления в силу упомянутого закона. По истечения срока действия лицензии переоформлять не следует, за исключением двух случаев:

Если ранее оформленная лицензия не содержит перечень работ (услуг), которые выполняются (оказываются) в составе лицензируемого вида деятельности;

Если изменилось наименование лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ в указанных случаях просроченные лицензии подлежат переоформлению в порядке, установленном ст. 18. В данной правовой норме перечислены обстоятельства, при наступлении которых лицензия должна быть переоформлена, а именно: при реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменении его наименования, адреса места нахождения; изменении места жительства, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; изменении адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности; изменении перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Таким образом, с 3 ноября 2011 года в силу действующего законодательства переоформление любой лицензии (вне зависимости от даты ее получения) необходимо лишь в случаях, указанных в ст. 18 и п. 4 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ. На это указано в Письме Минэкономразвития России от 21.10.2011 № д09-2534. Условие второе. Доходы за налоговый период от образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо в налоговом периоде должны отсутствовать учитываемые при определении налоговой базы доходы (пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ). На что следует обратить внимание организациям при выполнении данного условия?

Во-первых, при определении 90%-го соотношения доходы от льготируемых видов деятельности необходимо соотносить только с доходами налогоплательщика, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль. Статьей 251 НК РФ предусмотрен перечень доходов, не участвующих в формировании облагаемой базы. Так вот, поименованные в данной статье доходы должны быть исключены из общих доходов образовательных и (или) медицинских организаций в рамках рассматриваемого критерия. Это могут быть, например, доходы в виде имущества, безвозмездно полученного от учредителя организации (с учетом особенностей, установленных в пп. 11 п. 1 указанной статьи), в виде имущества, безвозмездно полученного образовательными учреждениями на ведение ими уставной деятельности (пп. 22 п. 1), средства целевого финансирования (пп. 14 п. 1), целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2).

Во-вторых, в совокупную сумму доходов необходимо включать внереализационные доходы, поскольку определяемые в соответствии с положениями ст. 248 НК РФ доходы организации в целях гл. 25 состоят из доходов от реализации (ст. 249) и внереализационных доходов (ст. 250). Финансовое ведомство считает, что к внереализационным доходам относятся суммы, полученные образовательными или медицинскими организациями от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных ими коммунальных услуг. На это указано в Письме Минфина России от 30.05.2012 № 03-03-06/4/55.

В-третьих, в составе доходов от льготируемых видов деятельности должны учитываться только доходы от деятельности, поименованной в Перечне, за вычетом сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком покупателю (письма Минфина России от 01.11.2012 № 03-03-06/4/105, от 14.12.2011 № 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580). Если, например, организация кроме доходов от реализации дополнительных образовательных программ получает от студентов плату за проживание в общежитии, то последняя к доходам от образовательной деятельности не относится. На это специалисты ФНС указали в Письме от 11.03.2012 № ЕД-4-3/3960@.

В-четвертых, рассматриваемое соотношение доходов от льготируемых видов деятельности и общей суммы доходов должно соблюдаться по итогам налогового периода. Столичные налоговики в Письме от 20.06.2012 № 16-15/053964@ отметили, что невыполнение критерия, предусмотренного пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, по окончании отчетных периодов не влияет на право применения нулевой ставки по налогу на прибыль за налоговый период.

В-пятых, положения ст. 284.1 НК РФ не устанавливают требования по округлению доли доходов от образовательных и (или) медицинских услуг до целых единиц. Если, например, рассматриваемый показатель будет равен 89,9%, организация не вправе применять льготный режим налогообложения. Такая позиция изложена финансовым ведомством в Письме от 23.05.2012 № 03-03-06/4/46.

Условие третье. В штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, не менее половины работников должен составлять сертифицированный медперсонал (пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ). При этом, как указал Минфин в Письме от 23.03.2012 № 03-03-06/1/154, 50%-е соотношение необходимо выдерживать непрерывно в течение всего налогового периода по состоянию на любую его дату. При выполнении названного критерия следует учитывать положения Федерального закона № 323-ФЗ 7 .

В подпункте 1 п. 1 ст. 100 данного закона (статья вступила в силу 01.01.2012) закреплено, что до 01.01.2016 право на ведение медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Если дипломированный медик не работал по своей специальности более пяти лет, он может быть допущен к медицинской деятельности только после дополнительного обучения и при наличии сертификата специалиста (пп. 3 п. 1 ст. 100). При этом выданные медицинским работникам сертификаты до 1 января 2016 года действуют до истечения указанного в них срока (п. 2 ст. 100).

С учетом данных положений Федерального закона № 323-ФЗ, а также норм пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль не допускается приравнивание к сертификату специалиста других документов, полученных работниками об окончании медицинских учебных заведений. Такая позиция высказана УФНС по г. Москве в Письме от 02.07.2012 № 16-15/057950@.

Условие четвертое. В штате организации непрерывно в течение налогового периода должно числиться не менее 15 работников (пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ). Минфин в Письме от 23.03.2012 № 03-03-06/1/154 для расчета критериев, установленных пп. 3 и 4 п. 3 названной статьи, рекомендовал использовать методику, применяемую для определения среднесписочной численности работников. Этот показатель с 01.01.2012 рассчитывается на основании Приказа Росстата от 24.10.2011 № 435. Данным документом утверждены, в частности, Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № П-4 Сведения о численности, заработной плате и движении работников (далее - Указания).

Столичные налоговики в Письме от 28.08.2012 № 16-15/080173@ отметили: для расчета численности необходимо применять положения п. 77 Указаний, из которого следует, что средняя численность работников организации включает в себя среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В силу п. 79 Указаний в списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Перечень категорий работников, которые не включаются в списочную численность, приведен в п. 80 Указаний. К ним относятся, в частности, принятые на работу совместители из других организаций (пп. а), а также лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера (пп. б). Названные работники не участвуют в формировании среднесписочной численности, следовательно, не могут учитываться при определении критериев, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ.

Условие пятое. В налоговом периоде организация, изъявившая желание применять льготный режим налогообложения, не должна совершать операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (пп. 5 п. 3 ст. 284.1 НК РФ).

Последствия невыполнения условий для применения льготной ставки

Итак, организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку в размере 0% при соблюдении условий, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ. При этом, как мы установили, выполнение условия о доле доходов от осуществления льготируемых видов деятельности, а также от выполнения НИОКР в общей сумме доходов определяется в целом за налоговый период, то есть за календарный год. Другие критерии применения нулевой ставки (наличие соответствующих лицензий, предельная минимальная численность работников организаций, квалификационные требования к ним, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок) должны выполняться непрерывно в течение налогового периода.

В силу п. 4 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организацией хотя бы одного из условий, оговоренных в п. 3 данной статьи, применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 284 НК РФ, - 20%. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за днем уплаты налога (авансового платежа по налогу), закрепленным в ст. 287 НК РФ. Из указанных норм Налогового кодекса следует, что при невыполнении условий применения льготной ставки организация должна представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общей ставке.

Согласно ст. 287 и 289 НК РФ авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, на исчисленные (восстановленные) авансовые платежи по отчетным периодам и по налогу, исчисленному по декларации за налоговый период, пени должны быть рассчитаны в соответствии со ст. 75 НК РФ начиная со дня, следующего за днем, в который истек срок внесения авансовых платежей и налога.

Например, в 2012 году срок внесения авансовых платежей за I квартал истек 28 апреля, за полугодие - 30 июля, за 9 месяцев - 29 октября 2012 года (с учетом выходных дней). В свою очередь, срок уплаты налога по итогам 2012 года приходится на 28 марта 2013 года. Иного порядка начисления пени, как указано в письмах Минфина России от 28.12.2012 № 01-02-03/03-482, УФНС по г. Москве от 12.03.2012 № 16-12/020620@, Налоговый кодекс не содержит.

Нужно отметить, что вновь получить освобождение от уплаты налога на прибыль образовательная и (или) медицинская организация сможет только по истечении пяти лет с момента утраты права на применение льготной ставки. Такой порядок закреплен в п. 8 ст. 284.1 НК РФ. Отметим, что в соответствии с п. 7 данной статьи указанные организации могут в добровольном порядке возвратиться на общий режим обложения налогом на прибыль.

Отчитываемся о выполнении условий для применения ставки 0%

Образовательные и (или) медицинские организации, принявшие решение перейти на льготный режим налогообложения, исходя из п. 5 ст. 284.1 НК РФ представляют в налоговый орган по месту нахождения соответствующее заявление. Причем это следует сделать один раз - в начале применения нулевой ставки (Письмо Минфина России от 27.12.2011 № 03-03-06/4/151). Между тем указанные организации не освобождаются от представления деклараций по налогу на прибыль (письма УФНС по г. Москве от 02.07.2012 № 16-15/057962@, от 05.03.2012 № 16-03/018831@).

Кроме того, организации, освобождаемые от уплаты налога на прибыль вследствие применения положений ст. 284.1 НК РФ, в силу п. 6 данной статьи ежегодно в сроки, установленные п. 4 ст. 289 для представления налоговой декларации, обязаны подтвердить обоснованность применения ставки 0%, а именно подать в налоговый орган сведения:

О доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации;

О численности работников в штате организации;

О численности сертифицированного медицинского персонала (для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность).

Представить данную информацию организации должны по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-73/892@. Кроме того, указанная отчетность может быть направлена в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@.

Согласно названному приказу сведения состоят из двух листов. На первом листе приводится информация о представляющей их организации, а на втором - непосредственно названные выше показатели. Общая сумма доходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций, подлежит отражению по строке 010, в которой, в свою очередь, отражаются доходы от реализации при осуществлении образовательной и (или) медицинской деятельности (строка 011) и внереализационные доходы, связанные с указанными видами деятельности (строка 012).

В строку 013 вписывается расчетный показатель - доля дохода от осуществления льготируемых видов деятельности в общей сумме доходов, который определяется по формуле: (строка 011 + строка 012) / строка 010 х 100%. Для подтверждения права на применение нулевой ставки по налогу на прибыль показатель строки 013 должен быть больше 90%.

Сведения о численности работников в штате организации указываются в графе 3 по строкам 020 - 032 на 1-е число каждого месяца отчетного года и на 31 декабря. В этих же строках, но в графе 4 организации, осуществляющие медицинскую деятельность, приводят численность медперсонала, имеющего сертификат специалиста, а в графе 5 - долю этого персонала в общей численности работников.

Еще раз подчеркнем, что по итогам 2012 года представить такие сведения медицинские и (или) образовательные организации должны не позднее 28.03.2013. Если в этот срок плательщик не подтвердит правомерность применения льготного режима налогообложения, он лишится права на нулевую ставку по налогу на прибыль. А это значит, что за весь налоговый период ему придется исчислить налог по ставке 20% и уплатить его в бюджет с учетом пени.

Особенности применения нулевой ставки…

…вновь созданными организациями

Статьей 284.1 НК РФ не урегулирован вопрос о праве вновь созданных организаций применять льготный режим обложения налогом на прибыль. Специалисты финансового ведомства считают, что указанные налогоплательщики не имеют оснований для применения нулевой ставки по налогу на прибыль в первом налоговом периоде своей деятельности. Такая позиция изложена в Письме от 15.03.2012 № 03-03-10/23 8 . Этот вывод чиновники аргументируют следующим. На основании пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ одним из условий применения налоговой ставки 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, является наличие в штате не менее 15 работников. Это условие должно выполняться непрерывно по состоянию на любую дату на протяжении всего налогового периода.

В силу пп. 1 п. 3 указанной статьи еще одним условием использования нулевой ставки по налогу на прибыль является наличие у организации действующей лицензии (лицензий), которую согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ она обязана представить в налоговый орган вместе с соответствующим заявлением. Сделать это нужно за месяц до начала года, с которого плательщик переходит на льготный режим налогообложения. Исходя из п. 2 ст. 55 НК РФ, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. С учетом приведенных норм права, по мнению финансистов, вновь созданные организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность со дня создания, не могут выполнить условий о численности и представлении лицензии на льготируемые виды деятельности. Поэтому за первый налоговый период они не вправе применять ставку по налогу на прибыль в размере 0%.

…реорганизованными организациями

Отметим, что с данным вопросом сталкиваются хозяйственные общества, которые подверглись преобразованию в течение налогового периода. При этом для разрешения проблемы использования нулевой ставки имеет значение форма реорганизации. В Письме от 04.12.2012 № 03-03-06/1/624 Минфином рассмотрена ситуация, когда закрытое акционерное общество (ЗАО) до преобразования в общество с ограниченной ответственностью (ООО) на совершенно законных основаниях не уплачивало на основании ст. 284.1 НК РФ.

По мнению специалистов финансового ведомства, ООО, как вновь созданная организация, не может выполнить определенных ст. 284.1 НК РФ условий о численности и представлении лицензии на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, в связи с чем за первый налоговый период не имеет оснований для применения льготной ставки по налогу на прибыль. Налоговое ведомство разделяет позицию Минфина, о чем свидетельствует Письмо от 01.11.2012 № ЕД-4-3/18513. ФНС указала, что в силу п. 4 ст. 57 ГК РФ считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Пунктом 9 ст. 50 НК РФ предусмотрено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица признается вновь возникшая организация, однако это положение действует исключительно в части исполнения обязанностей по уплате налогов. Кроме того, из ст. 284.1 НК РФ следует, что право на применение нулевой ставки по налогу на прибыль предоставляется конкретному налогоплательщику при соблюдении им условий, предусмотренных названной статьей. А так как в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования появляется новая организация, вопрос наличия у вновь созданного лица права на применение льготной ставки должен решаться отдельно. Поэтому, по мнению ФНС, хотя вновь образованное юридическое лицо в рассматриваемом случае и выступает правопреемником в части исполнения обязанностей по уплате налогов, правопреемство в части льготного режима налогообложения, установленного ст. 284.1 НК РФ, на данную организацию распространяться не может.

В отношении же реорганизации юридического лица в форме присоединения контролеры придерживаются иной позиции. В письмах от 17.10.2012 № 16-15/099195@, от 05.10.2012 № 1615/094918@ столичное налоговое управление указало следующее. В силу п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Значит, при подобной форме реорганизации юридическое лицо, к которому была присоединена другая организация, продолжает деятельность. В свою очередь, присоединенная организация считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении ее деятельности. Учитывая данные нормы гражданского законодательства, налоговики сделали вывод: образовательная организация, реорганизованная в 2012 году в форме присоединения к ней другой аналогичной организации и своевременно в 2011 году заявившая о намерении применять ставку, установленную ст. 284.1 НК РФ, может использовать льготный режим налогообложения при соблюдении условий, предусмотренных в п. 3 данной статьи.

…организациями, утратившими в течение года право на применение УСНО

В Письме от 02.07.2012 16-15/057958@ московские налоговики указали, что организация, осуществляющая образовательную деятельность и перешедшая в течение налогового периода на общую систему налогообложения в связи с утратой права на применение спецрежима - УСНО, не может рассчитывать на использование нулевой ставки по налогу на прибыль в этом налоговом периоде.

Аргументы контролирующих органов заключаются в следующем. Пунктом 1 ст. 285 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. В силу п. 5 ст. 284.1 НК РФ для применения организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, которые удовлетворяют определенным указанной статьей критериям, налоговой ставки 0% с 1 января 2012 года необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление и предусмотренные Налоговым кодексом копии документов не позднее 30 ноября 2011 года. Из буквального прочтения ст. 284.1 вытекает, что налогоплательщик, удовлетворяющий условиям, предусмотренным в п. 3 названной статьи, не может применить льготную ставку с начала отчетного периода. Финансисты солидарны с налоговиками, но в качестве обоснования своей позиции используют другие нормы закона.

Подобная ситуация была рассмотрена Минфином в Письме от 30.08.2012 № 03-03-06/4/90. Авторы письма напомнили, что для организаций, применяющих УСНО, в силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом является календарный год, до окончания которого упрощенец не вправе перейти на другой режим налогообложения, если иное не установлено ст. 346.13 НК РФ. В указанной правовой норме предусмотрены случаи, при наступлении которых лицо, применяющее УСНО, теряет право на использование данного спецрежима.

Минфин обращает внимание на то, что здесь речь идет не о самостоятельном переходе налогоплательщика на общий режим налогообложения, а о случаях, когда нарушаются требования или не соблюдаются условия, дающие право на применение спецрежима. Руководствуясь этими положениями, Минфин сделал вывод: организации, утратившие право на применение УСНО, налоги, установленные общим режимом налогообложения, исчисляют и уплачивают в порядке, определенном законодательством о налогах и сборах для вновь созданных организаций. А положения ст. 284.1 НК РФ не предусматривают возможность применения нулевой ставки по налогу на прибыль вновь созданными организациями за первый налоговый период их деятельности.

Таким образом, если хозяйствующий субъект, осуществляющий образовательную или медицинскую деятельность, после начала календарного года утратил право на применение УСНО, он не вправе в этом календарном году применить льготный режим налогообложения по ст. 284.1 НК РФ. Следует отметить, что арбитражная практика по вопросу использования нулевой ставки по налогу на прибыль еще не сформировалась. Однако контролирующими органами выпущено достаточно много разъяснений, касающихся спорных моментов применения льготного режима налогообложения. Насколько они правильные - покажет время.

1 Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-ФЗ О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
2 Об уплате налога на прибыль в переходный период, а также об особенностях применения нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, совмещающими образовательную и медицинскую деятельность, читайте в статье В. В. Кирилина Сферы здравоохранения и образования: льгота с подвохом, № 8, 2012.
3 Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917.
4 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
5 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.
6 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности.
7 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
8 Доведено до нижестоящих инспекций Письмом ФНС России от 03.04.2012 № ЕД4-3/5543@ - этот документ размещен на официальном сайте налогового ведомства (www.nalog.ru) в разделе Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами.