Налог на добавленную стоимость - крупнейший государственный сбор, обеспечивающий бюджету около 40 % дохода. Практически все сделки по продаже организациями какого-либо имущества облагаются им. Но возникают ситуации, когда он возвращается государством. Пример: осуществление экспортных операций или строительная деятельность. Процесс возмещения длительный, не менее 3 месяцев, но получить деньги можно раньше – с помощью банковской гарантии возврата налога на добавленную стоимость (НДС).

Как гарантия сокращает срок возмещения из бюджета НДС

Декларация по НДС, в которой указана сумма, подлежащая возмещению из бюджета, подвергается обязательной камеральной проверке. Для проведения этой процедуры законодательно отводится три месяца, отсчёт начинается со следующего дня после представления декларации. По истечении 3 месяцев инспекции предоставляется 7 дней для вынесения решения о возврате налога, 1 день для сообщения об этом в казначейство, которое обязано перечислить указанную ИФНС сумму в течение 5 дней. То есть деньги компании вернут не раньше, чем через 3,5 месяца после подачи декларации.

Если сумма НДС маленькая, то три с половиной месяца ожидания возврата НДС из бюджета существенного влияния на финансовое положение предприятия не окажет. Но некоторые операции вызывают большую задолженность государства перед компанией, а если они проводятся постоянно, то налог к возврату возникает регулярно. То есть организация или индивидуальный предприниматель на длительный срок лишены возможности распоряжаться частью собственных оборотных средств. Это влияет на размер получаемого ими дохода.

Для ускорения получения денег из казны государства Налоговый Кодекс РФ разрешает воспользоваться банковской гарантией, с помощью которой сумму, подлежащий возврату, компания может получить в течение 3 недель. Для этого она должна предоставить ИФНС заявление и приложить к нему письменный документ о поручительстве банка. В заявлении указывается, что если решение по итогам камеральной проверки будет полностью или частично не в пользу налогоплательщика, то он обязуется вернуть излишне полученные средства. Гарантом выполнения этого выступает кредитное учреждение. У него ИФНС будет требовать перечисления в бюджет суммы, которую налогоплательщик не уплатит вовремя. Причем условие о её безакцептном списании со счетов поручителя является необходимым пунктом выданного им обязательства.

Как получить банковскую гарантию возврата НДС

Документы, требуемые кредитным учреждением для рассмотрения заявки, мало отличаются от тех, которые предприятие готовит при оформлении кредита. Это:

  1. Пакет регистрационных свидетельств, подтверждающих дееспособность организации или индивидуального предпринимателя.
  2. Устав, приказы о назначении ответственных лиц, паспортные данные руководителей.
  3. Бухгалтерская отчётность за последний год (поквартально) – баланс, отчёт о прибылях и убытках.
  4. Реестры и расшифровки бухгалтерских счетов по взаимоотношениям с покупателями, поставщиками, заимодавцами, другими контрагентами.
  5. Ведомости по движению денежных средств (касса, расчётный счёт), в том числе по подотчётным лицам.
  6. Сведения об основных средствах, принадлежащих предприятию.
  7. Информация об имуществе владельцев бизнеса, которое может рассматриваться в качестве залога.
  8. Документы, подтверждающие право на возврат налога на добавленную стоимость.

Для принятия решения о поручительстве кредитному учреждению может потребоваться и другая информация. Каждое кредитное учреждение предъявляет собственные требования к заявителям. В зависимости от предоставленных документов рассмотрение заявления занимает от 3 до 10 рабочих дней. Подавать его можно до и после отправки декларации по налогу на добавленную стоимость в инспекцию. Стоимость услуги дифференцирована в зависимости от группы риска, установленной кредитным комитетом при анализе компании, и варьируется в пределах от 1 до 10 %.

Положения о банковской гарантии на возврат НДС

Требования к поручителю и выдаваемому им обязательству устанавливает Налоговый кодекс РФ: кредитное учреждение должно входить в список финансовых организаций, чьи гарантии принимаются государственными органами. Ведёт его и публикует ежемесячно Министерство финансов РФ.

Срок, на который банк выдаётся обязательство, должен заканчиваться не менее чем через 8 месяцев после даты подачи декларации. Если компания в процессе проведения камеральной проверки подаст уточнённый отчёт, то ей потребуется предоставлять новую гарантию. Это обязательно даже тогда, когда сумма возмещаемого налога не изменяется, а обнаружились технические ошибки – прежнее поручительство может не иметь достаточного срока действия.

Прекращение действия банковской гарантии на возврат НДС

Согласно Налоговому кодексу ИФНС обязано сообщить банку об отказе от своих прав бенефициара только тогда, когда камеральная проверка полностью подтвердила сумму заявленного к возмещению налога. В противном случае по требованию инспекции предприятие должно вернуть все или частично полученные ранее по заявлению деньги. Если оно вернуло их в 5-дневный срок, то поручительство кредитного учреждения становится невыполнимым согласно Гражданскому кодексу (ст. 417), то есть отсутствуют причины для этого.

Однако ИФНС не обязано извещать банк о прекращении действия документа ни самостоятельно, ни по просьбе налогоплательщика. В случае помесячной уплаты комиссионных банку за предоставленное поручительство возникает ситуация когда гарантия не нужна, но комиссию компания платит до тех пор, пока не окончится срок её действия (ГК РФ, ст.378).

Получение предприятием суммы налога ранее окончания проверки – выгодная операция, позволяющая сократить срок «бездействия» оборотных средств. Это удобно даже в том случае, если решение инспекции частично будет не в пользу налогоплательщика.

В чем состоят особенности правового режима данной гарантии?1

Основное обязательство, обеспечиваемое гарантией

Налоговые органы, равно как и иные государственные структуры, зачастую принимают банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств налогоплательщика, возникающих в силу закона 1 .

С введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» (далее — Федеральный закон № 318-ФЗ) спектр принимаемых налоговыми органами банковских гарантий расширился.

Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Правом на применение заявительного порядка возмещения налога обладают далеко не все налогоплательщики, а лишь те, которые отвечают следующим признакам:

1) это налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента), составляет не менее 10 млрд руб. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) это налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (гарантию возврата НДС).

Примечательно, что подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, в отличие от подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, называет «налогоплательщика», а не «налогоплательщика-организацию». Возникает вопрос — обладает ли индивидуальный предприниматель правом на применение заявительного порядка возмещения НДС? На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить положительно, поскольку:

— подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ прямо не ограничивает перечень налогоплательщиков исключительно организациями;

— индивидуальные предприниматели в силу п. 1 ст. 143 НК РФ также являются налогоплательщиками НДС;

— типовая форма требования налогового органа к банку-гаранту об уплате денежной суммы по банковской гарантии 2 напрямую называет индивидуального предпринимателя наравне с налогоплательщиком-организацией в качестве предполагаемого принципала по такой банковской гарантии.

Рассматривая вопрос об участниках правоотношения по банковской гарантии, необходимо также уточнить правомерность принятия налоговыми органами банковских гарантий, выданных филиалами кредитных организаций. Позиция Банка России по данному вопросу нашла отражение в соответствующем письме от 01.06.2010 № 04-15-7/2630. Принимая во внимание, что филиал не является юридическим лицом, а также учитывая требования ст. 55 ГК РФ, ст. 1, 5 и 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Банк России разъяснил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками. Дополнительно была подчеркнута необходимость учитывать круг полномочий лиц, подписывающих банковскую гарантию от имени банка.

Реализация вышеупомянутого права на применение заявительного порядка возмещения налога осуществляется налогоплательщиком посредством подачи в срок не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации в налоговый орган соответствующего заявления. В нем, в частности, указываются:

— реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемых сумм НДС;

— обязательство налогоплательщика вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.

В течение пяти дней со дня подачи заявления налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком установленных налоговым законодательством требований, а также наличие у него недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принимает решение о возмещении суммы налога либо решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

В случае образования у налогоплательщика недоимки по налогу, иным платежам либо задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговый орган самостоятельно осуществляет зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом данного решения. В течение пяти дней со дня получения указанного поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

В случае, если «по результатам камеральной проверки декларации возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о зачете (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязан вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке (налог и проценты за просрочку возмещения (если они были перечислены)), а также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Причем указанной нормой не предусмотрено особого порядка расчета ставки. Поэтому Минфин России в письме от 05.04.2010 № 03-07-08/95 разъяснил, что формула для расчета процентов будет следующая: сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования ЦБ РФ, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами. Если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования ЦБ РФ, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Следует обратить внимание на то, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль (соответствующее изменение внесено в п. 2 ст. 270 НК РФ)» 3 .

Таким образом, банковская гарантия возврата НДС представляет собой гарантию, выданную в рамках заявительного порядка возмещения НДС по поручению принципала (налогоплательщика) в пользу бенефициара (налогового органа), в обеспечение исполнения обязательств налогоплательщика по возврату сумм вышеуказанного налога, излишне перечисленных ему (учтенных им) из бюджета, в установленных законом случаях.

В силу данной банковской гарантии банк принимает на себя обязательство уплатить за налогоплательщика в бюджет суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения в заявительном порядке суммы НДС, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ.

Указанная гарантия обладает рядом значительных преимуществ для клиента. В частности, возврат суммы НДС производится в более сжатые сроки, чем при общем порядке возмещения данного налога, появляется возможность использования возмещенной суммы НДС в предпринимательской деятельности клиента до завершения налоговой проверки.

Вместе с тем правовой режим рассматриваемой банковской гарантии характеризуется некоторыми пробелами в законодательстве. Основной из них связан с нечеткостью формулировки срока действия банковской гарантии.

Так, например, срок проведения камеральной проверки составляет всего три месяца. В данной связи не слишком ясна позиция законодателя, установившего, что срок действия банковской гарантии не должен быть менее восьми месяцев. Если связать данный критерий с возмездным характером получения банковской гарантии, то можно сделать вывод, что применение заявительного порядка зачета (возмещения) НДС увеличит затраты налогоплательщика. Кроме этого, отказ в применении вычета может повлечь за собой доначисление сумм налога, штрафов и пеней. В результате налогоплательщик может оказаться в очень неприятной ситуации — когда, с одной стороны, будут предъявляться требования со стороны налоговых органов, а с другой — требования банка в порядке регресса за выплаченные суммы по гарантии. Если обеспечением гарантии было имущество, являющееся средством производства или же непосредственно участвующее в процессе производства, то банк может парализовать работу компании, потребовав в судебном порядке наложения ареста на такое имущество 4 .

Кроме того, вышеуказанная аморфная формулировка закона вызывает вопрос: как правильно указать в тексте банковской гарантии срок ее действия? Вправе ли банк указать, что банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению?

На наш взгляд, подобная формулировка будет являться ненадлежащей, гарантийное обязательство по такой гарантии не возникнет. Срок действия банковской гарантии является одним из наиболее сложных и спорных вопросов правоприменения 5 . По общему правилу, банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в самой гарантии не установлено иное (ст. 373 ГК РФ). Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Обязанность подачи налогоплательщиком декларации по НДС закреплена в п. 5 ст. 174 НК РФ, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самого налогоплательщика. Соответственно, указание в тексте банковской гарантии следующей формулировки: «В течение восьми месяцев с даты подачи налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, что подтверждается отметками налогового органа о принятии», недопустимо 6 . Аналогичная позиция была изложена в свое время в п. 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии 7 .

Специальные требования к гаранту и банковской гарантии

Действующее законодательство устанавливает ряд требований, относящихся к личности гаранта и к тексту банковской гарантии.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

На основании сведений, полученных от Банка России, указанный Перечень ведется Министерством финансов РФ и размещается им на официальном сайте министерства в сети Интернет 8: (http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/).

Для включения в Перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

2) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб.;

3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;

4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

5) отсутствие требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в Перечень, установленным требованиям либо, наоборот, о несоответствии банка установленным требованиям, данные сведения направляются Банком России в Министерство финансов РФ в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в Перечень.

Нельзя не заметить, что установление определенных требований к банкам, уполномоченным на выдачу гарантий возврата НДС, отнюдь не является новеллой действующего законодательства.

Аналогичная модель взаимоотношений государственного органа и кредитных организаций довольно широко используется для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.

На основании приказа ФТС России от 01.06.2010 № 1059 «Об утверждении Реестра банков и иных кредитных организаций» банки, обладающие правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей, должны быть включены в особый реестр 9 .

Кроме того, банки, гарантии которых принимаются в обеспечение уплаты таможенных платежей, в силу требований п. 2 ст. 343 Таможенного кодекса РФ должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

2) отсутствие задолженности перед таможенными органами;

3) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 млн руб.;

4) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;

5) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

6) отсутствие требования Банка России о мерах по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Анализ вышеуказанных требований свидетельствует, что требования к банкам, обеспечивающим уплату таможенных платежей, а также к банкам, обеспечивающим возврат НДС, практически одинаковы.

Вместе с тем банки-гаранты в силу ст. 176.1 НК РФ должны обладать бо?льшим минимальным размером зарегистрированного уставного капитала (500 млн руб. против 200 млн согласно ст. 343 Таможенного кодекса РФ).

С другой стороны, банки-гаранты в силу ст. 343 ТК РФ обязаны не иметь задолженности перед таможенными органами, а для банков-гарантов на основании ст. 176.1 НК РФ аналогичное требование не предусмотрено.

Имеется еще одна яркая отличительная черта: ст. 176.1НК РФ не предусматривает соблюдения максимального размера одной банковской гарантии и максимального размера всех единовременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком.

Между тем такие требования довольно часто предусматриваются действующим законодательством в качестве особых условий приема государственными органами банковских гарантий.

В частности, приказом Минфина России от 03.10.2006 № 121н «Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей» 10 соответствующие величины были установлены в отношении банков, гарантии которых принимаются таможенными органами. Установление конкретных величин для банков зависит от размера собственных средств (капитала) банка и соблюдения норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) на все отчетные даты в течение последних трех месяцев.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» 11 банковские гарантии принимаются в пределах максимальной суммы одной банковской гарантии, а также при условии соблюдения банком-гарантом максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, установленных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. В основу распределения вышеуказанных максимальных значений на основании приказа Росалкогольрегулирования от 01.06.2010 № 38н «Об утверждении максимальной суммы одной банковской гарантии и всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним гарантом» 12 заложен лишь размер собственных средств (капитала) банка на все отчетные даты, также в течение трех последних месяцев.

Безусловно, наличие подобных различий в обязательных требованиях, предъявляемых к банкам, выступающим в качестве гаранта перед уполномоченными государственными органами, несколько дестабилизирует рынок:

— во-первых, для получения статуса уполномоченного банку необходимо каждый раз выдерживать соответствие разным финансовым критериям. Указанные требования могут меняться, и банки вынуждены осуществлять постоянное слежение за динамикой рынка. Это приводит к определенным временным, финансовым и организационным издержкам;

— во-вторых, повышаются репутационные риски банка. Довольно сложно объяснить клиенту, почему гарантии банка принимаются таможенными органами в целях обеспечения уплаты налоговых платежей, но не принимаются налоговыми органами в обеспечение возврата уплаты НДС;

— в-третьих, банки вынуждены соблюдать определенную процедуру включения и исключения из соответствующих реестров, перечней, списков. Каждый раз для включения в очередной список необходимо подготавливать и направлять различные документы, финансовую отчетность, совершать определенные действия, что также довольно неудобно и затратно.

Представляется, что с расширением спектра видов деятельности и операций хозяйствующих субъектов, в обеспечение исполнения которых принимаются банковские гарантии в пользу государственных органов, необходимо унифицировать требования к кредитным организациям и порядок включения их в единый реестр банков, гарантии которых принимаются уполномоченными государственными органами.

Принимая во внимание, что информация о финансово-экономическом положении кредитных организаций аккумулируется в ЦБ РФ, логично возложить обязанность ведения такого реестра именно на Банк России. В свою очередь, это позволит в значительной мере снизить документооборот по документам-основаниям для включения в вышеуказанный список. Исключать кредитную организацию из соответствующего реестра Банк России сможет по итогам анализа соответствующей отчетности.

Возвращаясь к анализу требований, которые установлены налоговым законодательством, отмечаем — банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

1) должна быть безотзывной и непередаваемой;

2) не должна содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены ст. 176.1 НК РФ;

3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;

4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;

5) банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

О факте выдачи банковской гарантии банк обязан уведомить налоговый орган по месту учета налогоплательщика в срок не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В части, не противоречащей ст. 176.1 НК РФ, к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации.

В частности, выпуск подобной банковской гарантии осуществляется на основании заключения между налогоплательщиком и кредитной организацией договора о выдаче банковской гарантии, который может содержать некие особые условия ввиду специфики гарантийного обязательства. Например, для принятия положительного решения о работе с налогоплательщиком банку необходимо проследить динамику возмещения НДС в предыдущие периоды в целях оценки финансового положения налогоплательщика. Для этого необходимо запросить от принципала дополнительный комплект документов.

Вполне возможно, что для выпуска подобных гарантий банки будут включать дополнительные критерии оценки платежеспособности клиента и, соответственно, обязанность дополнительного предоставления документов. Таким образом, кредитные организации, разрабатывая типовые проформы (драфты) банковских гарантий возврата НДС, вправе включить в соответствующие договоры о выдаче банковских гарантий особенности, обусловленные спецификой правового режима самой гарантии.

Выплата по банковской гарантии

В случае, если возмещенная налогоплательщику сумма налога превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного п. 14 ст. 176.1 НК РФ, принимает решения:

— об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке 13 ;

— возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или)

— зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

В течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган сообщает о нем в письменной форме налогоплательщику.

Одновременно с сообщением о принятии решения налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке).

На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Форма требования о возврате утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержит сведения:

1) о сумме налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки;

2) суммах налога, излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, подлежащих возврату в бюджет;

3) сумме процентов, предусмотренных п. 10 ст. 176.1 НК РФ, подлежащей возврату в бюджет;

4) сумме процентов, начисленных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ на момент направления требования о возврате;

5) сроке исполнения требования о возврате, установленном п. 20 ст. 176.1 НК РФ;

6) мерах по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, вышеупомянутой суммы налоговый орган не ранее дня, следующего за днем истечения пятидневного срока (установленного для добровольной уплаты суммы, указанной в требовании о возврате), направляет в банк требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии с указанием сумм, подлежащих уплате гарантом, также в течение пяти дней с даты получения данного требования.

Форма требования установлена приказом ФНС России от 07.06.2010 № ММВ-7-8/268@ «Об утверждении формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии».

Следует заметить, что форма требования налогового органа об уплате сумм по банковской гарантии была введена сравнительно недавно, тогда как возможность выдачи банковских гарантий в обеспечение исполнения обязанности по возврату НДС возникла значительно ранее. В течение практически полугода в направляемых налоговыми органами требованиях не наблюдалось единства в части подлежащих уплате сумм. В большинстве случаев налоговые органы требовали возврата в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм НДС. Однако встречались случаи, когда налоговые органы требовали также уплаты процентов.

На наш взгляд, подобная ситуация обусловлена некоторыми разночтениями по тексту ст. 176.1 НК РФ.

В частности, предусмотрено, что налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм. Если, помимо этих сумм, налогоплательщику были перечислены проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ, то есть за нарушение сроков возврата налога в заявительном порядке, в требовании говорится также о необходимости возврата этих процентов (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Разумеется, в части, пропорциональной доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке.

При этом банковская гарантия покрывает только уплату суммы самого налога и не учитывает начисленные проценты. Налоговым органам теперь предоставлено право взыскивать указанные проценты наравне с недоимками, пенями и штрафами, с этой целью изменен подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ (ст. 1 Федерального закона № 318-ФЗ). Соответственно, если величины банковской гарантии оказалось недостаточно для покрытия выданных в заявительном порядке сумм, взыскание обращается на денежные средства на счетах или иное имущество налогоплательщика 14 . Банк не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, когда такое требование предъявлено банку после окончания срока, на который выдана банковская гарантия). В случае, если указанное требование будет оставлено без исполнения, налоговый орган реализует право бесспорного списания со счета банка сумм, указанных в требовании.

Нельзя не заметить, что Федеральным законом № 318-ФЗ не вносятся изменения и дополнения в административное законодательство в целях установления ответственности за нарушение банком обязанности по уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Глава 18 НК РФ, устанавливающая составы правонарушений, подразумевающие ответственность банков, также не называет подобного состава и не устанавливает ответственность за подобное нарушение. Таким образом, ответственность за неисполнение банком требования налогового органа, заявленного в соответствии с п. 21 ст. 176.1 НК РФ, не наступает. Фактически единственным возможным неблагоприятным последствием для банка является бесспорное списание с его банковского счета сумм, указанных в требовании налогового органа.

В течение десяти дней после исполнения обязанности банка по уплате денежной суммы по банковской гарантии налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет.

При этом в случае нарушения налоговым органом срока направления требования о возврате начисление процентов на суммы, подлежащие уплате налогоплательщиком на основании требования о возврате, приостанавливается до даты фактического получения данного требования налогоплательщиком.

1 - Например, в обеспечение исполнения обязательств об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением при маркировке алкогольной продукции (п. 4.1 постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»). В силу п. 2 ст. 184 НК РФ банковская гарантия может предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, установленные п. 7 и 7.1 ст. 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

2 - Утверждена приказом ФНС России от 07.06.2010 № ММB-7-8/268@ // Российская газета. 20.07.2010. № 158.

3 - Практический комментарий Основных изменений налогового законодательства с 2010 года по состоянию законодательства на 05.07.2010.

4 - Химичев А. Обеспечено банковской гарантией // Практическая бухгалтерия. 2010. № 2.

5 - Подробнее об этом см. статью С.В. Пыхтина «Условие о сроке банковской гарантии в контексте арбитражной практики» на с. 41.

6 - СПС «КонсультантПлюс». Консультация эксперта: Минфин России. 2010. Номер в ИБ 84942.

7 - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 27 // Вестник ВАС РФ. 1998. № 3.

8 - Официальная информация об этом содержится в письме ФНС России от 16.03.2010 № ШС-22-3/182@ «О перечне банков, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

9 - Приказ ФТС России от 07.12.2006 (ред. от 30.10.2009) № 1281 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей» // Российская газета. 11.04.2007. № 75.

10 - БНА. 2006. № 46.

11 - СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5748.

12 - Российская газета. 14.07.2010. № 153.

13 - Типовые формы Решения об отмене Решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, Решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке, и иных документов, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ, установлены нормативными актами налоговых органов: приказом ФНС России от 27.04.2010 № ММВ-7-3/204@, приказом ФНС России от 23.03.2010 № ММ-7-3/136@, приказом ФНС России от 18.05.2010 № ММВ-7-8/235@ и др.

14 - Разъяснение Управления ФНС России по Удмуртской Республике // http://www.taxpravo.ru/novosti/statya-33746-poryadok_uskorennogo_vozvrata_nds.

Данный налог облагает многие сделки, которые предусматривают продажу имущества, осуществляемую организациями.

В некоторых случаях, государство может вернуть НДС. Оказавшись участником такого процесса, необходимо быть настроенным на то, что продлиться он коло 3 месяцев. Но банковская гарантия на возврат НДС значительно снижает время ожидания возврата средств.

Потребность в банковской гарантии на возмещение НДС

Чтобы произвести возвращение НДС потребует прохождения нескольких этапов для достижения положительного результата:

  • прежде всего, потребуется обращение налогоплательщика в инспекцию. Он должен подать соответствующее заявление, в котором излагает желание ускорить возмещение НДС;
  • при том условии, что составление заявления соответствует нормам и гарантия банка законна, ФНС будет размещен налог на РС. Или же может быть осуществлено зачисление его переплачиваемой суммы;
  • для того, чтобы вычет необходимой суммы из НДС подтвердился, нужно чтобы все необходимые вычеты были обоснованны.

Обеспечение гарантированного возвращения денег в бюджет, которые были излишними, возлагается на налоговую. Именно для этого потребуется банковская гарантия на возврат НДС.

Кто участвует в банковских операциях, когда требуется банковская гарантия НДС?

В данной услуге, предоставляемой банком, принимают участие три субъекта:

  1. налоговая инспекция (только в данной ситуации). В ее пользу будет совершен платеж. Такого участника называют бенефициаром;
  2. не обойтись без участия главного проходящего по обязательствам должника.Им выступает компания, которая намерена претендовать на возвращение налога в заявительном порядке. Это Принципал;
  3. банк, выступающий гарантом, который обеспечивает выполнение компанией всех требуемых обязательств в требуемом порядке.

Требования, которыми должна обладать банковская гарантия под НДС

Банковская гарантия и заявительный порядок возмещения производятся в принятой последовательности.

Официальный сайт министерства финансов содержит список тех банков, которые могут выступать в роли гаранта. Банковская гарантия на возврат НДС может выдаваться банков в том случае, если он соответствует следующим пунктам:

  1. банк, который может выступать в роли гарант, должен быть действующим не менее 5 лет;
  2. обязательное наличие лицензии, согласно которой банковская организация может проводить различные операции в данной сфере;
  3. обладать требуемым капиталом;
  4. обладать полугодовалым соблюдением нормативов и законов.

Но не только банки-гаранты имеют требования. Сама Б должна быть правильно составленной и, кроме того, соответствовать следующим критериям:

  • БГ заключается без права отзыва;
  • в БГ не должны вмещаться какие-либо требования относительно документов и из предоставления, не входящие в список требуемых;
  • сроки, в которые истекает БГ, должны составлять 8 месяцев с того дня, как была подана сама декларация с указанной суммой налога, который требуется вернуть;
  • полностью соответствовать по суммам и др.

Налоговый кодекс предоставляет компаниям право применять упрощенный и заявительный порядок возмещения НДС. Однако для этого организации понадобится получить банковскую гарантию. Ирина Разумова, ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний «Ю-Софт», советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, рассказала о порядке получения и использования такой гарантии.

Заявительный порядок возмещения НДС позволяет компаниям вернуть либо зачесть суммы налога на добавленную стоимость еще до окончания камеральной проверки декларации, в которой фирмой озвучен размер сбора к возмещению из бюджета. Этот порядок применяется, начиная с подачи налоговой декларации по налогу за 1 квартал 2010 года. Но не смотря на давность практики воспользоваться таким правом могут только две категории плательщиков: организации, которые за три предыдущих года уплатили налоги в сумме не менее 10 000 000 000 рублей (), как правило, это крупнейшие компании и фирмы, которые представили в инспекцию вместе с декларацией действующую банковскую гарантию (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Именно о последних и пойдет речь в этой статье.

Положения по заявлению

Для начала напомню общие положения по применению заявительного порядка возмещения . Он подразумевает, что компания получит средства не позднее двенадцатого дня после подачи соответствующего заявления. При нарушении сроков возврата суммы налога на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки. При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ, действующей в период нарушения срока возврата (абз. 3 п. 3 ст. 176.1 НК РФ).

По общему правилу НДС подлежит возмещению только после проведения ревизорами камеральной проверки декларации (а она может продолжаться до трех месяцев), однако заявительный порядок позволяет получить возмещение до окончания срока контрольного мероприятия (п. 1 ст. 176.1 НК РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 НК РФ фирмы, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения НДС, должны подать в инспекцию не позднее пяти дней со дня подачи декларации соответствующее заявление. В нем необходимо указать реквизиты счета для перечисления средств. В бумаге плательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им в заявительном порядке суммы, включая проценты, в случае их уплаты. Также он обязуется уплатить начисленные на указанные суммы проценты, если решение о возмещении будет отменено полностью или частично.

Инспекция в течение пяти дней со дня подачи компанией заявления проверяет соблюдение организацией требований пунктов 2, 4, 6 и 7 статьи 176.1 НК РФ, а также наличие у нее недоимки по НДС, другим налогам, задолженности по соответствующим пеням или штрафам. После этого ревизоры принимают решение о возмещении налога в заявительном порядке или решение об отказе в этом (п. 8 ст. 176.1 НК РФ). О принятых решениях инспекторы обязаны сообщить компании в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения лично под проспись или другим способом, подтверждающим факт и дату получения, например, письмом с уведомлением о прочтении.


На заметку

Кредитная организация должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме только суммы налога, заявленной к возмещению, без учета процентов, начисленных на излишне полученные в заявительном порядке средства.

Требования к гарантии

Для включения в список банк обязан удовлетворять следующим требованиям: у него должна быть лицензия на осуществление банковских операций, выданная ЦБ, и он должен существовать не менее, чем пять лет, размер собственных средств банка должен составлять не менее 1 млрд. рублей, кредитная организация должна соблюдать обязательные нормативы, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев, и наконец к этому кредитному учреждению у Банка России должны отсутствовать требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению на основании Законов «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».

В Письме от 21 октября 2010 года № 03-07-11/415 Минфин разъяснил, что обязанность представления компаниями в инспекции гарантии банка, зарегистрированного на той же территории субъекта РФ, что и компания, нормами НК РФ не предусмотрена. Таким образом, банк-гарант, включенный в перечень кредитных структур, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 НК РФ, может находиться в другом субъекте страны.


На заметку

В своем Письме Минфин разъяснил, что обязанность представления компаниями в инспекции гарантии банка, зарегистрированного на той же территории субъекта РФ, что и фирма, нормами НК не предусмотрена. То есть, банк-гарант может находиться в другом субъекте страны.


Выдавать гарантии имеют право и филиалы банков (Письмо Банка России от 01.06.2010 г. № 04-15- 7/2630, направлено для использования в работе нижестоящими налоговыми органами Письмом ФНС России от 15.06.2010 г. № ШС-37-3/4049@).

Частичное возмещение

Нормы статьи 176.1 НК не препятствуют плательщикам реализовать право на возмещение НДС в заявительном порядке как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению, так и для части заявленной суммы НДС. Такой вывод содержится в Письме ФНС от 7 ноября 2011 года № ЕД-4-3/18516@, а также в Письме Минфина от 4 апреля 2012 года № 03- 07-15/32. В другом ФНС разъяснила, что представление в инспекцию банковской гарантии на часть суммы налога действующим нормам Кодекса не противоречит.

В Письме от 7 июня 2012 года № 03-07-08/145 Минфин подчеркнул, что сказанное справедливо в отношении не только первоначальной, но и уточненной декларации.

Взаимодействие с банком

Если при проведении камеральной проверки ревизоры не выявили нарушения законодательства, инспекция в течение семи дней после ее окончания обязана сообщить компании в письменной форме об окончании контрольного мероприятия и об отсутствии нарушений.

Тогда контролеры отправят в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении его от обязательств по этой бумаге. Инспекция сделает это не позднее дня, следующего за днем направления компании, представившей гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений. В других случаях уведомление банков об освобождении их от обязательств, нормами НК не предусмотрено. Подобные разъяснения Минфин дал в Письме от 26 сентября 2012 года № 03-07-15/126.


На заметку

В случае уплаты фирмой излишне полученных в заявительном порядке сумм НДС, а также пени и штрафов на основании требования ревизоров, составленного по результатам камеральной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, инспекция также не обязана уведомлять банк об освобождении его от обязательств.


В случае уплаты фирмой излишне полученных в заявительном порядке сумм НДС, а также пени и штрафов на основании требования ревизоров, составленного по результатам камеральной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, инспекция также не обязана уведомлять банк об освобождении его от обязательств.

Действие гарантии

В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений ревизор составит акт в соответствии со . Этот документ и другие материалы контрольного мероприятия а также представленные компанией возражения рассмотрит руководитель проводившей проверку инспекции или его заместитель, и примет решение в соответствии со .

Если сумма налога, возмещенная в заявительном порядке, превышает сумму НДС, подлежащую возмещению по результатам проверки, инспекция примет решение об отмене решения о возмещении. Также будет отменено решение о возврате (полностью или частично) суммы налога или решение о зачете суммы сбора, не подлежащей возмещению по результатам контрольного мероприятия.

Если чиновники ФНС по результатам ревизии установят, что компания неправомерно заявила в декларации сумму НДС, организации придется эти деньги вернуть. Кроме того, за пользование бюджетными средствами будут начислены пени по двойной ставке рефинансирования Банка России. Расчет будет произведен с момента получения компанией денег на ее расчетный счет либо с момента принятия решения о зачете возмещаемых сумм НДС в счет недоимки.

После направления ревизорами фирме указанных выше решений и требования об уплате суммы возмещенного НДС, подлежащей возврату, и пени, она должна выполнить это распоряжение в течение пяти дней с момента получения требования.

В течение десяти дней после исполнения обязанности банка по уплате суммы по банковской гарантии налоговики направят организации уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет (п. 22 ст. 176.1 НК РФ).

Если компания вовремя не уплатит сумму или сделает это частично, указанные в требовании о возврате денег будут обращены к взысканию. Это правило распространяется как на компании, применившие заявительный порядок возмещения налога без предоставления гарантии, так и на фирмы, получившие уточненное требование о возврате. Если невозможно направить в банк требование об уплате суммы по банковской гарантии в связи с истечением срока ее действия, обязанность по уплате налога также исполняется в принудительном порядке.

Ирина Разумова , ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний «Ю-Софт», советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Ищете решение Вашей ситуации?

«Практическая бухгалтерия» - бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде.

Компании, заключая сделку с контрагентом, чтобы обезопасить себя, используют банковскую гарантию. Так, при заключении договоров поставки одним из условий договора может являться требование предоставления банковской гарантии.

За предоставление банковской гарантии банку уплачивается комиссионное вознаграждение.

Банковская гарантия — удобный инструмент для клиентов, а для кредитной организации при надлежащей оценке рисков — хороший источник дохода.

Учет у принципала

Бухгалтерский учет

Стоимость банковской гарантии включают в себестоимость актива, в целях покупки или создания которого она приобретена:

Д-т 76, К-т 51 — перечислено вознаграждение банку за выдачу гарантии; Д-т 08, 10, 20, 41 и др., К-т 76 — получена от банка гарантия оплаты по договору подряда или поставки.

Это общее правило формирования себестоимости всех ТМЦ.

Предоставление банковской гарантии относится к банковским операциям, и ее стоимость не облагается НДС (п. 8 части 1 ст. 5 Федерального закона от 2.12.90 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», п.п. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, письмо ФНС России от 17.05.05 г. № ММ-6-03/404@). Следовательно, НДС с суммы вознаграждения банка за выдачу гарантии организации не предъявляется.

Налог на прибыль

Затраты на оплату услуг банков могут учитываться:

  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п.п. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • в составе внереализационных расходов как затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией (п.п. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет расходы на оплату услуг банка по предоставлению банковской гарантии (п. 4 ст. 252 НК РФ).

В любом из вариантов дата осуществления расходов определяется на основании п.п. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Применение ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете организации расходов, связанных с приобретением банковской гарантии, не будет (так как банковская гарантия будет включена в себестоимость актива, в целях покупки или создания которого она была приобретена). При этом в налоговом учете будет списана стоимость банковской гарантии.

В связи с этим согласно п.п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02 г. № 114н, в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В бухгалтерском учете начисление ОНО отражается записью по дебету счета 68 и кредиту счета 77 (Инструкция по применению Плана счетов).

В соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 по мере начисления амортизации по основному средству или реализации товаров или списания материалов на расходы происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО, поскольку стоимость реализованного товара, стоимость списанных материалов или сумма ежемесячных амортизационных отчислений, будет признаваться в бухгалтерском учете, а в налоговом учете расходов не будет.

Следовательно, на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

Приобретение банковской гарантии в рамках договора поставки

Организация принимает к учету приобретенный для перепродажи товар в соответствии с положениями ст. 320 НК РФ.

Поскольку получение гарантии и соответственно выплата вознаграждения банку непосредственно связаны с приобретением товара, организация вправе включить сумму этого вознаграждения в стоимость приобретения указанного товара. Стоимость приобретения товара является прямым расходом и формирует налоговую базу по налогу на прибыль в периоде реализации этого товара.

Порядок формирования стоимости приобретения товара организация должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения (абзац 2 ст. 320 НК РФ).

Гарантии по долгосрочным обязательствам

Вознаграждение по сделке с гарантом относится к сроку, на который выдана гарантия (п. 1 ст. 378 ГК РФ).

Этот срок может охватывать более одного отчетного (налогового) периода, когда гарантия обеспечивает выполнение обязательств принципала по длительному договору, нацеленному на получение дохода. При этом связь между расходом на гарантию и соответствующими доходами компании-принципала является косвенной. К данной ситуа­ции применима норма абзаца 2 п. 1 ст. 272 НК РФ.

В письме Минфина России от 11.01.11 г. № 03-03-06/1/4 в качестве принципала фигурирует компания, осуществляющая строительство объектов нефтегазового комплекса по договору сроком на два года.

Финансисты указали, что расходы в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретаемой в целях обеспечения выполнения обязательств по договору, необходимо учитывать равномерно в течение срока, на который она приобретается (письма Минфина России от 19.07.12 г. № 03-03-06/4/75 и ФНС России от 4.06.13 г. № ЕД-18-3/606).

Банковская гарантия при договоре аренды недвижимости

Если, например, банковскую гарантию приобрела торговая компания в целях обеспечения расчетов по договору аренды недвижимости, то в этом случае независимо от длительности договора затраты на гарантию в бухгалтерском учете следует списать на расходы единовременно (Д-т 44, К-т 76).

Однако в налоговом учете эту сумму нужно распределить.

Пример 1

Арендатор предоставил арендодателю банковскую гарантию по обязательству о своевременном внесении арендной платы сроком на пять месяцев. Вознаграждение банку составило 15 000 руб. Через три месяца, ввиду пропуска арендатором-принципалом срока платежа, оплату арендодателю-бенефициару произвел банк. Тем самым действие гарантии прекращено (п.п. 1 п. 1 ст. 378 ГК РФ).

В бухгалтерском учете затраты на аренду у принципала помесячно относятся на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

На тот же счет следует списать и вознаграждение за банковскую гарантию, но единовременно: Д-т 26, К-т 76 — 15 000 руб. — признана банковская гарантия, не формирующая актив.

В налоговом учете расходы на гарантию (п.п. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ) первые три месяца следует признавать ежемесячно в сумме 3000 руб. (15 000 руб. : 5 мес.).

Недосписанную часть вознаграждения в размере 6000 руб. (15 000 руб. — 3000 руб. x 3 мес.) принципалу следует отнести на расходы в момент окончания гарантии.

Учет у бенефициара

Рассмотрим особенности отражения в бухгалтерском и налоговом учете бенефициара банковской гарантии в обеспечение выполнения обязательств по договору поставки.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94, для обобщения информации о наличии и движении банковских гарантий используются следующие счета: 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

На счете 008 отражаются полученные гарантии в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам), на счете 009 — выданные гарантии в обеспечение выполнения обязательств и платежей.

Суммы обеспечений, учтенные на перечисленных счетах, списываются по мере погашения задолженности, а аналитический учет ведется по каждому полученному и выданному обеспечению.

В связи с тем, что банковская гарантия выдается гарантом, а не принципалом, в учете бенефициара следует ее отражать на забалансовом счете 008.

Если в гарантии не указана сумма, то для бухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» на момент перехода права собственности на товар от организации к покупателю в бухгалтерском учете признается выручка и отражается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Одновременно выполняются условия признания в бухгалтерском учете расходов, связанных с приобретением и продажей товаров (ПБУ 10/99 «Расходы организации»), которые отражаются по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Реализация товара на территории РФ признается объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки (передачи) товара (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).

В бухгалтерском учете НДС при продаже товаров отражается по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Налог на прибыль

В налоговом учете доходом от реализации признается выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных (ст. 249 НК РФ). При этом доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

Датой получения дохода признается дата реализации товаров независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату (ст. 271 НК РФ).

Расходы, принимаемые для целей налогообложения признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (ст. 272 НК РФ).

На практике возможны два варианта оплаты поставляемых товаров.

Первый вариант

Покупатель самостоятельно исполняет обязательство по оплате товаров согласно договору поставки; при этом банковская гарантия списывается.

Рассмотрим этот вариант на примере.

Пример 2

ООО заключило договор поставки товара с организацией, согласно которому ООО реализует товар на сумму 590 000 руб., в том числе НДС — 90 000 руб.

Фактическая себестоимость товара составила 300 000 руб. Организация представила банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате товара. В гарантии указана сумма, равная договорной стоимости товара.

В установленный в договоре поставки срок для оплаты товара организация перечислила денежные средства ООО в полном объеме.

В учете ООО в день продажи товаров необходимо сделать записи:

Д-т 62, К-т 90.1 — 590 000 руб. — отражена выручка от продажи товаров; Д-т 90.2, К-т 41 — 400 000 руб. — списана фактическая себестоимость проданных товаров; Д-т 90.3, К-т 68 НДС — 90 000 руб. — начислен НДС с продажи товаров; Д-т 90.9 К-т 99 — 100 000 руб. — отражен финансовый результат по операции; Д-т 008 — 590 000 руб. — отражено получение банковской гарантии в качестве исполнения обязательств по договору.

В день оплаты товаров в учете ООО необходимо сделать записи:

Д-т 51, К-т 62 — 590 000 руб. — на расчетный счет поступили денежные средства от организации в оплату товара; К-т 008 — 590 000 руб. — списана банковская гарантия после выполнения обязательств по договору.

Второй вариант

Покупатель не выполняет обязательство по оплате товаров, и банк-гарант погашает задолженность перед бенефициаром.

В этом случае бенефициар предъявляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

В бухгалтерском учете расчеты с гарантом могут происходить с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Погашение обязательств принципала по оплате товара за счет банковской гарантии отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Пример 3

Воспользуемся условием примера 2 и предположим, что организация не выполнила обязательство по оплате товара в установленный договором поставки срок.

ООО предъявило банку-гаранту требование об уплате 590 000 руб. по банковской гарантии. Гарант удовлетворил данное требование.

В учете ООО необходимо сделать следующие записи:

Д-т 51, К-т 76 — 590 000 руб. — получены денежные средства от банка-гаранта после предъявления ему требования; Д-т 76, К-т 62 — 590 000 руб. — списана задолженность организации по оплате товара за счет банковской гарантии; К-т 008 — 590 000 руб. — списана банковская гарантия.

Банковская гарантия в ГК РФ

Согласно ст. 368 ГК РФ банковская гарантия — это способ обеспечения исполнения обязательств, при котором банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдают по просьбе должника (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору (бенефициару) денежную сумму при предъявлении им требования о ее уплате.

Таким образом, в отношения, связанные с оформлением банковской гарантии, вовлечены как минимум три лица: принципал; бенефициар и гарант.

Гарантом по банковской гарантии может выступать только специальный субъект, отвечающий требованиям законодательства, а именно банк, иное кредитное учреждение или страховая организация.

Принципал — это должник по основному обязательству, по просьбе которого гарант выдает банковскую гарантию. Принципалом может быть любое лицо.

Бенефициар — это кредитор предпринимателя по основному обязательству, в пользу которого гарант выдает банковскую гарантию. При этом бенефициар является кредитором как по банковской гарантии, так и по основному обязательству. В роли бенефициара может выступать любое физическое или юридическое лицо, включая органы государственной власти, а также налоговые и таможенные органы.

Иными словами, основной целью предоставления банковской гарантии является обеспечение надлежащего выполнения принципалом своих обязательств перед бенефициаром (часть 1 ст. 369 ГК РФ).

При этом в соответствии с часть 2 ст. 369 ГК РФ выдача банковской гарантии является платной услугой банка-гаранта, поэтому за ее выдачу взимается вознаграждение. Как правило, размер такого вознаграждения составляет 1 — 10% от суммы обеспечения. Оно может уплачиваться в виде фиксированного платежа или в процентах от суммы гарантии единовременно или частями в зависимости от срока действия гарантии.

Таким образом, банковская гарантия — это банковская услуга. Соответственно расходы на выплату вознаграждения банку за выдачу банковской гарантии — это оплата банковских услуг.

Обеспечение вероятного обязательства

Отметим, что банковская гарантия — документ, выданный банком и адресованный конкретному кредитору организации.

В этом документе банк обязуется погасить возможную задолженность компании перед кредитором по его требованию при определенных условиях. Речь идет о выплате кредитору твердой, заранее оговоренной суммы.

Особенность этого соглашения в том, что на момент оформления банковской гарантии самого обязательства у компании еще не существует, т. е. кредитор является потенциальным. Причем в будущем задолженность может так и не возникнуть.

Гарантия или страховка?

В качестве гаранта может выступать не только банк, но и страховая компания, но гарантия все равно будет именоваться банковской. Сама же выплата по банковской гарантии напоминает выплату страховщика при наступлении страхового случая.

Это сходство подтверждает альтернатива: в ряде случаев компания по своему выбору может либо предоставить контрагенту банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед ним.

Разница между гарантией и страхованием заключается в следующем.

У страховщика в связи с выплатой страхового возмещения претензий к страхователю не возникает (при отсутствии у него умысла).

Гарант, уплативший по обязательству принципала, может предъявить к нему регрессные требования, когда это преду­смотрено соглашением между ними (п. 1 ст. 379 ГК РФ).

Преимущества банковской гарантии

Главными преимуществами банковской гарантии являются:

ее относительно невысокая стоимость, поскольку размер вознаграждения банку-гаранту за ее предоставление существенно ниже размера любого вида заемного финансирования; возможность эффективного решения вопроса по оплате обязательств без высвобождения денежных средств из оборота или их прямого заимствования в кредитных учреждениях.

Кроме того, наличие банковской гарантии является дополнительным стимулом выполнить обязательство по договору, т. е. осуществить поставку товаров, выполнить работу или оказать услугу.

Договор о выдаче банковской гарантии

Анализ положений главы 23 ГК РФ показывает, что необязательно заключать отдельный договор между принципалом и гарантом.

Однако те банки, которые хотят более точно прописать свои отношения с принципалом, включают такие положения либо в свои общие условия, либо иногда в специальный договор, который может называться договором о выдаче банковской гарантии.

В договоре о выдаче банковской гарантии могут прописываться следующие условия: права и обязанности банка и принципала, сроки предоставления банковских гарантий, основные условия, на которых такие банковские гарантии будут выдаваться, положения о комиссиях и вознаграждении банка, возмещение расходов банка, гарантии и заверения принципала, необходимое обеспечение договора, ответственность сторон по договору, применимое право, порядок разрешения споров и иные положения.