Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

Согласно статье 1 Бюджетного кодекса РФ /20, с. 144/, правоотношения, возникающие в ходе контроля за исполнением бюджетов относятся к бюджетным правоотношениям, и поэтому они регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, который устанавливает статус участников бюджетного процесса, а также правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетные учреждения являются участниками бюджетного процесса. Понятие бюджетного учреждения даётся в статье 161 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, которые не имеют статуса федерального казенного предприятия, также признаются бюджетными учреждениями.

Цель создания бюджетного учреждения - осуществление государством или органами местного самоуправления определённых функций (правоохранительных, оборонных, социальных и т.д.). Действительно, нельзя обеспечить обществу безопасность от внешних врагов, не имея хорошо вооружённую армию и соответствующие учреждения обороны.

Учитывая цель создания бюджетных учреждений, можно предположить, что основным источником финансирования их расходов является соответствующий бюджет. Так, если функции бюджетного учреждения носят государственный характер (полиция, пенсионное обеспечение и др.), то его деятельность целесообразно финансировать из средств федерального бюджета, а если деятельность бюджетной организации носит локальный (местный) характер, то её деятельность должна финансироваться из бюджета субъекта федерации или муниципального образования /19, с. 13/.

Как уже отмечалось, одним из элементов бюджетного процесса является контроль за его ходом. Бюджетный процесс в РФ имеет четыре стадии:

1) Составление проектов бюджета;

2) Рассмотрение и утверждение;

3) Исполнение бюджетов;

4) Отчёт об исполнении бюджетов, государственный и муниципальный финансовый контроль.

Финансовый контроль за деятельностью бюджетных учреждений затрагивает весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от их формирования и заканчивая получением финансовых результатов от применения этих ресурсов (общественная полезность применения бюджетных средств). Классификация финансового контроля представлена на рис. 1.1 /10, с. 63/.

Рис. 1.1.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

Общегосударственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам РФ и др.). Главная цель -- обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;

Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

Внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля -- хозяйственная и финансовая деятельность;

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

Независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами /10, с. 66/.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Особенностью Российской финансовой системы является преобладание последующего финансового контроля, то есть, основные контрольные функции находят свою реализацию (в том числе относительно контроля за ходом бюджетного процесса) на стадии рассмотрения отчётов о проделанной работе.

Но, тем не менее, реформирование финансовой системы РФ ведёт к внедрению всех форм финансового контроля, применяемых в развитых странах. Так, в статье 265 Бюджетного кодекса РФ законодательно устанавливаются следующие формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами и представительными органами местного самоуправления:

Предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

Текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

Последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов /21, с. 126/.

Предварительный и текущий контроль осуществляют органы Федерального казначейства. Это самый современный вид контроля -- "бескровный", без наказаний и без применения каких-либо санкций. Он носит профилактический характер и направлен на предотвращение нарушений.

Допустим, получатель бюджетных средств приходит в казначейство, чтобы оно санкционировало какой-либо расход. Сотрудник видит, что в платежных документах, например, указан неправильный код бюджетной классификации или этот расход превышает лимиты бюджетных обязательств. Отказывая в проведении платежа, казначейство тем самым предотвращает нарушение бюджетного законодательства.

Если сказать кратко, именно в этом и заключается контроль со стороны казначейства.

Минфином России был издан приказ от 14 апреля 2000 г. № 42н "Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации". И хотя в результате административной реформы у Минфина России сейчас таких контрольных органов нет, данный приказ применяется органами государственного финансового контроля в практической деятельности /10, с. 73/.

Пункт 9 этой инструкции устанавливает, что сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы, ее руководитель определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема работ и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Если же контролер обнаружил серьезные нарушения, которые могут привести к увеличению срока проверки, он должен проинформировать свое руководство. В этом случае срок проверки может быть продлен.

Если контролер не предъявит документа о продлении срока проверки, то руководитель учреждения имеет право не допускать его к проверке, поскольку срок, отпущенный на нее, уже закончился.

В Бюджетном кодексе РФ есть статьи 158 и 269, которые возлагают на главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) ответственность за целевое и эффективное использование средств подчиненными организациями и возлагают на него обязанность проводить у них ревизии (проверки).

Однако в этих статьях тоже нет сроков и порядка проведения проверок. Поэтому любое ведомство самостоятельно устанавливает, кого, как и с какой периодичностью проверять. В отсутствие закона каждое ведомство самостоятельно разрабатывает и утверждает регламенты проведения ревизий (проверок). Могут, например, взять за основу приказ Минфина России № 42н или приказ Федерального казначейства от 14 февраля 2005 г. № 22 и подготовить свою инструкцию.

Статьи 38 и 163 Бюджетного кодекса РФ требуют целевого, эффективного и адресного использования средств. Получается, что эффективное использование прямо продекларировано в Бюджетном кодексе РФ. Однако, к сожалению, нигде не дано правового определения данного понятия /19, с. 78/.

Из сложившейся практики можно сказать, что неэффективное использование средств -- это их использование без конкурсов, торгов или с нарушениями правил их проведения. Ведь конкурс предназначен для того, чтобы получатель бюджетных средств приобрел качественную услугу или товар (среди предложенных) за меньшую цену.

А за нарушение порядка проведения конкурсов установлена ответственность в виде блокировки расходов (ст. 301 Бюджетного кодекса РФ). Кроме этого на руководителей учреждений налагается административный штраф от 100 до 200 МРОТ. Если же были обнаружены признаки состава преступления, то предусмотрена и уголовная ответственность по статье 178 Уголовного кодекса РФ.

Вышестоящая организация -- это главный распорядитель бюджетных средств и их собственник. Она утверждает смету доходов и расходов нижестоящего учреждения и имеет право конкретизировать расходы, например, вплоть до того, что определить марку приобретаемого автомобиля.

Главный распорядитель имеет право в определенных случаях увеличивать или уменьшать лимиты бюджетных ассигнований. Это зависит от поставленных задач, которые в течение года могут меняться. Причем на основании пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, как их собственник, вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество.

Рассмотрим, каким образом ведут себя ревизоры при проведении проверок бюджетных учреждений.

Ревизоры проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Схематично это выглядит так. На основании сличения и сопоставления документов проверяют, на какие цели получены средства и на какие цели они фактически были израсходованы. Одновременно проверяют состояние учета и отчетности учреждения. Если обнаружены какие-либо расхождения, то, например, может быть проведена инвентаризация. Способов и приемов очень много.

Однако контролер не имеет права допрашивать, опрашивать, давать оценку эффективности. Также контролер не может проводить замеры объемов выполненных строительных (ремонтных) работ. Также он не имеет права и сличать подписи. Это может делать только орган, уполномоченный осуществлять эту деятельность /22, с. 117/.

Если обнаружены подобные нарушения, контролер должен проинформировать свое руководство. И уже оно в свою очередь информирует соответствующие правоохранительные органы или поручает (если нужно) провести экспертную оценку соответствующему органу.

Точно так же должны поступать и ревизоры из вышестоящей организации, когда они проверяют подведомственное учреждение.

Рассмотрим наиболее типичные нарушения бюджетного законодательства, выявленные при проверках за 2008 год.

Самое типичное нарушение -- это нецелевое использование средств. В большинстве случаев это неправильное отнесение расходов по кодам бюджетной классификации. То есть средства, например, нужно было использовать по коду 340, а они были использованы на цели, предусмотренные по коду 310. Другой вариант нецелевого использования -- это изменение лимитов бюджетных обязательств без разрешения главного распорядителя.

Однако надо отметить, что нецелевое использование средств по линии федерального бюджета неуклонно уменьшается. Сейчас оно составляет примерно 3 процента от всех нарушений.

В то же время в нарушениях появилось такое понятие, как прочие нарушения финансово-бюджетной дисциплины. И надо сказать, что их доля растет. Это, например, недостачи, потери имущества. То есть бесхозяйственность: средства потрачены, а что-то сломали, потеряли, украли и т. д.

К таким нарушениям относится и неполное поступление платежей в бюджеты. Это недоплаты налога на доходы физических лиц, платы за землю, единого социального налога. Есть еще переплаты и недоплаты по заработной плате, неправильное применение северных и районных коэффициентов, неверные расчеты средней зарплаты при увольнении работников /10, с. 127/.

Еще одна группа нарушений -- это списание товарно-материальных ценностей с нарушением норм, а также ГСМ.

Оштрафовать за нецелевое использование бюджетных средств по статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях может орган, наделенный бюджетными полномочиями. Это написано в статье 284 Бюджетного кодекса РФ. Если проверку проводили контролеры из Росфиннадзора, то они имеют полное право вынести решение о привлечении к административной ответственности.

Главные распорядители бюджетных средств административный штраф налагать не вправе. Вместе с тем на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ любой руководитель вышестоящей организации имеет право применить меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, увольнение) к руководителю подведомственного учреждения за нарушения финансового характера.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федерального, субъектов РФ и муниципального (местный уровень). Все три уровня имеют свои органы контроля, которые созданы для надзора за теми средствами, которые они вправе использовать, применять, определять.Поэтому если учреждение основную сумму средств получает из федерального бюджета и, например, получило 1 млн. руб. из областного бюджета, то КРУ губернатора (областное финуправление, контрольно-счетная палата законодательного собрания) вправе прийти и проверить использование именно этого миллиона. Ничего более они проверять не могут.

Если учреждение федерального уровня находится на территории области и не получило ни копейки из областного бюджета, то областная контрольно-счетная палата не имеет права вообще приходить к ним на проверку. Принцип проверки заключается в следующем: из какого бюджета получены деньги, те органы контроля и должны проверять их использование /18, с. 131/.

Бюджетное законодательство ничего не говорит о конкретных периодах проверок. Но в пункте 4 Указа Президента РФ № 1095 сказано, что они проводятся не реже одного раза в год. Это значит, что проверки проводятся каждый год, то есть реже их проводить нельзя, а чаще можно.

К сожалению, четких правовых понятий "предварительного, последующего и текущего контроля" в законодательстве нет. Контролеры считают, что отчетность можно проверить за квартал или за полгода. Но лимиты бюджетных обязательств утверждаются на год, и в течение года они могут изменяться.

Поэтому целесообразно проверять полностью завершенный финансовый год. Например, в 2010 году имеет смысл проверить финансовые и другие документы за 2009 год.

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н ; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

- цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
- ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
- виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
- описание методики внутреннего контроля;
- оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
- мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Обязанность ГРБС

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внутреннем финансовом контроле разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете",

Приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению",

[выбрать нужное:

Для казенного учреждения:

- От 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению (далее - Инструкция N 162н);

Для бюджетного учреждения:

- От 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н);

Для автономного учреждения:

- От 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"]

И уставом учреждения.

Положение устанавливает цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на обеспечение соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета (плана), повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также на эффективное использование средств бюджета.

Система внутреннего контроля представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и мероприятий внутреннего контроля.

1.3. Система внутреннего контроля обеспечивает:

Установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативно-правовых актов и положениям учетной политики учреждения, а также принятым регламентам и полномочиям сотрудников;

Достоверность и полноту отражения фактов хозяйственной жизни в учете и отчетности учреждения;

Своевременность подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Предотвращение ошибок и искажений;

Недопустимость финансовых нарушений в процессе деятельности учреждения;

Сохранность имущества учреждения.

1.4. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

Плановые документы (калькуляции, расчеты плановой себестоимости, план материально-технического снабжения и иные плановые документы учреждения);

Контракты и договоры на приобретение продукции (работ, услуг), оказание учреждением платных услуг;

Локальные акты учреждения;

Первичные подтверждающие документы и регистры учета;

Факты хозяйственной жизни, отраженные в учете учреждения;

- [выбрать нужное:

Для казенного учреждения - бюджетная;

Для бюджетного и автономного учреждений - бухгалтерская], финансовая, налоговая, статистическая и иная отчетность учреждения;

Имущество и обязательства учреждения;

Штатно-трудовая дисциплина.

1.5. Субъектами системы внутреннего контроля являются:

Руководитель учреждения и его заместители;

Комиссия по внутреннему контролю;

Руководители и работники учреждения на всех уровнях.

Разграничение полномочий и ответственности органов (лиц), задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

1.6. Внутренний контроль в учреждении основывается на следующих принципах:

Принцип законности - неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством РФ и локальными актами учреждения;

Принцип независимости - субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;

Принцип объективности - внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

Принцип ответственности - каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее выполнение контрольных функций;

Принцип системности - проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре учреждения.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на [указать должность, фамилию и инициалы].

2.2. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляют:

[выбрать нужное:

1) руководители всех уровней;

2) работники учреждения;

3) комиссия по внутреннему контролю;

4) иные лица].

2.2.1. [при осуществлении контроля Комиссией]

Комиссия по внутреннему контролю утверждается

[выбрать нужное:

1) настоящим Положением;

2) приказом руководителя учреждения.

Утвердить постоянно действующую комиссию по внутреннему контролю в следующем составе:

1) Председатель комиссии: [указать: должность, фамилию и инициалы];

2) Члены комиссии: [указать: должности, фамилии и инициалы].

Состав комиссии по внутреннему контролю утверждается отдельным приказом руководителя учреждения.]

2.3. Учреждение применяет следующие процедуры внутреннего контроля:

[выбрать нужное:

Документальное оформление: записи в регистрах бухгалтерского учета осуществляются только на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений - исключительно на основе расчетов);

Подтверждение соответствия между объектами (документами) и (или) их соответствия установленным требованиям; соотнесение оплаты материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей;

Санкционирование сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;

Сверка расчетов учреждения с поставщиками и покупателями (прочими дебиторами и кредиторами) для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности

Сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги;

Разграничение полномочий и ротация обязанностей;

Процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

Надзор за правильностью сделок, учетных операций; за точностью составления смет, планов; за соблюдением сроков составления отчетности;

Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами: регламент доступа к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедура восстановления данных, процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем; логическая и арифметическая проверка данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни. Исключается внесение исправлений в информационные системы без документального оформления;

Иные процедуры].

2.4. Методами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные процедуры, указанные в п. 2.3 настоящего Положения, применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности.

2.5. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в следующих формах:

Предварительный контроль;

Текущий контроль;

Последующий контроль.

2.5.1. В рамках предварительного контроля осуществляется:

[выбрать нужное:

Проверка документов учреждения до совершения хозяйственных операций в соответствии графиком документооборота, проверка расчетов перед выплатами;

Проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров), визирование договоров и прочих документов, из которых вытекают денежные обязательства;

Контроль за принятием обязательств учреждения в пределах утвержденных плановых назначений;

Проверка проектов приказов руководителя учреждения;

Проверка бухгалтерской, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания;

Иные действия].

2.5.2. Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе и включает в себя:

[выбрать нужное:

Проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета (плана);

Осуществление мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования;

Анализ главным бухгалтером (его заместителем) конкретных журналов операций (в том числе в обособленных подразделениях) на соответствие методологии учета и положениям учетной политики учреждения;

Контроль за соблюдением правил осуществления кассовых операций, оформления кассовых документов, установленного лимита кассы, хранением наличных денежных средств; проведение внезапных ревизий кассы; ежедневное составление Справок о фактическом наличии денежных средств, хранящихся в кассе (с покупюрной разбивкой);

2.5.3. При проведении мероприятий последующего контроля в учреждении осуществляется:

Анализ исполнения плановых документов;

Проверка наличия имущества учреждения;

Проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет с внесением соответствующих записей в Книгу учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в торговых точках;

Соблюдение норм расхода материальных запасов;

Контроль (проверка) финансово-хозяйственной деятельности обособленных подразделений;

Проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности учреждения.

К мероприятиям последующего контроля со стороны комиссии по внутреннему контролю относятся:

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

Инвентаризация имущества и обязательств учреждения.

2.6. Для реализации внутреннего контроля профильная комиссия проводит плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

Соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;

Правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

Полнота отражения и правильность документального оформления фактов хозяйственной жизни;

Своевременность и полнота проведения инвентаризаций;

Достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам и фактам хозяйственной жизни, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

Периодичность проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения:

Плановые проверки - [указать периодичность] в соответствии с утвержденным руководителем учреждения планом контрольных мероприятий;

Внеплановые проверки - по мере необходимости.

3. Оформление результатов контрольных мероприятий учреждения

3.1. Комиссия по внутреннему контролю (уполномоченное должностное лицо) осуществляет анализ выявленных нарушений, определяет их причины и разрабатывает предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

3.2 Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде Акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения внутреннего контроля.

3.3. По окончании года комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения отчет о проделанной работе, в котором отражаются:

Сведения о выполнении плановых и внеплановых проверок;

Результаты контрольных мероприятий за отчетный период;

Меры по устранению выявленных нарушений и недостатков;

Анализ выявленных нарушений (недостатков) по сравнению с предыдущим периодом;

Вывод о состоянии финансово-хозяйственной деятельности учреждения за отчетный период.

4. Права, обязанности и ответственность субъектов системы внутреннего контроля

4.1. Председатель комиссии по внутреннему контролю перед началом контрольных мероприятий составляет план (программу) работы, проводит инструктаж с членами комиссии и организует изучение ими законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих финансовую и хозяйственную деятельность учреждения, информирует членов комиссии с материалами предыдущих проверок.

Председатель комиссии обязан:

Организовать проведение контрольных мероприятий в учреждении согласно утвержденному плану (программе);

Определить методы и способы проведения контрольных мероприятий;

Осуществлять общее руководство членами комиссии в процессе проведения контрольных мероприятий, распределить направления проведения контрольных мероприятий между членами комиссии;

Быть принципиальным, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность.

Председатель комиссии имеет право:

Проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего финансового контроля, с учетом ограничений, установленных законодательством;

Давать указания должностным лицам о представлении комиссии необходимых для проверки документов и сведений (информации);

Получать от должностных, а также материально-ответственных лиц учреждения письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий, копии документов, связанных с осуществлением финансовых, хозяйственных операций объекта внутреннего финансового контроля;

Привлекать сотрудников учреждения к проведению контрольных мероприятий, служебных расследований по согласованию с руководителем учреждения;

Вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий нарушений и недостатков.

Члены комиссии обязаны:

Быть принципиальными, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность;

Проводить контрольные мероприятия учреждения в соответствии с утвержденным планом (программой);

Незамедлительно докладывать председателю комиссии о выявленных в процессе контрольных мероприятий нарушениях и злоупотреблениях;

Обеспечить сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых в ходе контрольных мероприятий.

Члены комиссии имеют право:

Проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего финансового контроля, с учетом ограничений, установленных законодательством о защите государственной тайны;

Ходатайствовать перед председателем комиссии о представлении им необходимых для проверки документов и сведений (информации).

4.2. Руководитель и проверяемые должностные лица учреждения в процессе контрольных мероприятий обязаны:

Оказывать содействие в проведении контрольных мероприятий;

Представлять по требованию председателя комиссии и в установленные им сроки документы, необходимые для проверки;

Давать справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий.

4.3. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

4.4. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями ТК РФ.

5. Оценка состояния системы финансового контроля

5.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

5.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.